СТИХИ

Александр Скидан

Из цикла «Русский иврит»

1.

сердечко-сердечко

выходи на крылечко


там кровь стоит спустя рукава

говорит слова:


здравствуй, суккуб

из конских залуп


в час по чайной ложке

из любви к понарошке


тебя разлил

Господь Сил


да видать не осилил

в меня вылил


2.

жена моя Русь

я к тебе прижмусь


от Курил до Вильно

чтоб не было видно


и ты сестра моя жизнь

потесней прижмись


в обиде ли в колготе

все слова не те


вжикни черную вьюшку

отвори юшку


заспи порося

разберем опосля


оно стоя сподручней

как близнец в тучах


стропила выше

вошел и вышел


3.

сердечко-сердечко

выходи на крылечко


как через простыню

горящий куст или ню


там кровь стоит спустя рукава

толкани ея


Из Блока


о если б знали дети вы

холод и мрак отца своего

порядковый номер на рукаве

матери не


а теперь библиотеку возьми

книги все и любовь

все будет так как ты хотел

никто не вернется назад


***

о если бы знали или не знал

как пряжка темна темна

как вода как вода без тебя

всегда всегда


пламень и лед и лед

высоко высоко

зачем горло поет

гоэрло гоэрло


все будет так как ты хотел

но не сказал

весело ли тебе матрос

в самом нежном в самом белом саване


поздний лед иногда поет

улицу и фонарь

и то что исхода нет


***

опоры день лишенный, кровли, выси

круги над городом, а после – под глазами

отправленная восвояси

слепая как проем окна в кавернах

кровь причастившаяся крови

отныне будешь мне сестрой скоромной

скороговоркой спирта в скверне марта

не переплыть мне ставшую огромной

татарскую пустыню утра


речь, уходящая за грань произношенья

вся в птичьем клекоте, ничья

не переплыть мне ставшую огромной

постель прихлынувшую с девой света в рубище

не пестовать отдушину, ни лоно

ни тленья убежать

исклеванному горлу песни

не переплыть мне ставшую огромной

татарскую пустыню утра

постель прихлынувшую с девой света в рубище

не пестовать отдушину

ни тленья убежать ни поношенья

простоволосому не выбежать на капище

бинокли лимфы глаз не отомкнут

где самописец сердца лоб увечит

и там в рванине неба или лба

на высоте блуждающее семя

и – непорочное незачатье


***

неудачные поползновения

незаконченные проекты


садоводство германистика

столярное дело

сионизм антисионизм

попытки женитьбы


<писатели мелют вонючий вздор>


наблюдать констатировать вспоминать

говорить принимать участие


неспособность мыслить

<смерть>


спокойная смерть


садоводство германистика

столярное дело


неудачные поползновения

попытки женитьбы


нет не смерть

а вечные муки


умирания

<k a f k a>


***

снасти

бакены


черствый хлеб


словно никто

никого не слышал


выстроившиеся в ряд

неподвижные


ножи <и люди>


***

Я убит силой образа.

Материнское.

Чашка кофе или струнный концерт.

MTV.

Медиа-удары по Всемирному торговому центру.

Простое, как мычание:

Фрактальный ваххабит грезит

о начертании буквы.


***

ЛИБРЕТТО

1.

Музыки одуванчик облетел

а я хотел его хотел

— Необходимо продолжать.


— Я не могу продолжать.


— Продолжать то, что завершено.


— Музыка, ты говоришь о музыке?


— С первых же тактов нервы трепещут в унисон с мелодией, содрогается любая не забывшая себя плоть.


— Аскеза, посредством которой проза отделяется от поэзии, служит призыву к песне.


— Музыка углубляет небо.


2.

— Истина же в том, что посредством музыки (посредством техники) на свет появилось первое массовое искусство. Байрейт. Здесь-то, естественно, и сталкиваешься с политической – или эстетико-политической – проблемой.


3.

— Эта музыка сообщает что?


— Эта музыка сообщает о невозможности музыки.


— Невозможность музыки как традиция.


— Невозможность традиции.


— Современность означает преемственность с традицией через разрыв.


— Разрыв как революция? Или как возвращение того же самого?


— Вечное возвращение того же самого


— Вечное возвращение того же самого как иного.


— О природоведение, о логика, о математика. Я не могу продолжать.


— Вечное возвращение того же самого как.


— Я не могу продолжать.


— Необходимо продолжать. Конец искусства.


— Музыка, ты говоришь о музыке? Тоска по «великому искусству» – это тоска по религии. То есть, в конечном счете, по общности.


— Все тот же Байрейт.


— «Моисей и Аарон» был сочинен как раз перед приходом Третьего Рейха.








— Цветок музыки мы взрастили.


4.

И все же остается вопрос: что же в точности хочет сказать Адорно, когда говорит, что разрыву (или цезуре) следовало бы самому обратиться в музыку?

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *