Издается в Израиле (Тель-Авив) ● Главный редактор: Ирина Врубель-Голубкина ● E-mail: exprocom@gmail.com

Автор: , 31 Мар 2011

Без рубрики


ПО КАНВЕ ТАЛМУДА

Вольный пересказ Исраэля Шамира

Вступление

Талмуд – бесконечных размеров компендиум еврейского права и религии – сформировался между вторым и пятым веками нашей эры, то есть он современен трудам отцов церкви. Взгляды, воззрения, мораль того времени резко отличались от наших, как отличался и мир; тем не менее именно тогда сформировались еврейская и христианская системы взглядов. Поэтому не только любопытство и интерес к прошлому, но и желание понять настоящее подвигают нас на очередную попытку заглянуть в еврейское средневековье. В новое время такие попытки производились не раз, как сторонниками (таков вольный пересказ Агады Хаима Нахмана Бялика), так и идеологическими противниками иудаизма. И те, и другие видели в своих работах орудие идеологической борьбы.

Я попытался уйти от логики «кто не с нами, тот против нас». В отличие от пересказов прошлого, предлагаемый текст не является апологетикой иудаизма, не приукрашивает мораль Талмуда, не передергивает цитаты, не пытается убедить читателя в абсолютной вневременной ценности еврейской морали и в ее превосходстве над моралью христиан. С другой стороны, пересказчик не ставил целью составить обвинительный акт против Талмуда, как поступали еврейские богоборцы двадцатых годов или идейные борцы с иудаизмом во все времена.

Канву для пересказа огромного нелинейного текста я позаимствовал из еврейского средневековья. Мне выпала честь перевести на английский язык «Хроники Родословий», составленные профессором астрономии из Саламанки р. Авраамом Закуто на стыке 15-го и 16-го веков. Современник Колумба, Закуто известен в основном своими астрономическими таблицами, но он считал Хроники своим главным трудом. Наподобие средневековых схоластов, Закуто черпал свои познания о мире из священных источников, в его случае – из Мишны и Талмуда, сборников легенд и из трудов христианских историков, в частности Исидора Севильского. Уроженец Испании, он был изгнан из страны вместе со многими своими единоверцами, дописывал книгу в Северной Африке, потом посетил Иерусалим и Дамаск, где и скончался. Книга была издана в первый раз в Стамбуле в дни правления султана Сулеймана Великолепного со следующим титулом: Хроника Родословий, составлена мудрецом-философом Авраамом Закуто блаженной памяти, чтобы сохранить традицию передачи Закона с времен нашего учителя Моисея, мир праху его, и до дней автора, блаженной памяти. Издана совершенным мудрецом и превосходным доктором медицины Рабби Самуэлем Шолемом в Константинополе, столице великого царя, нашего повелителя могучего султана Сулеймана, да возвратит его Господь в столицу и сокрушит его врагов, и да преуспеет он во всех делах, аминь, по воле Божьей.

Работая над переводом, я разглядел в этом средневековом труде скрытый потенциал для непредвзятого знакомства с Талмудом, этой основой мысли и веры религиозных евреев по сей день. Книга Закуто создает ассоциативный нарратив, в который легко вписать дополнительные ассоциации, возникшие при чтении Хроник. Позаимствовав канву, я продолжил ассоциативный ряд Закуто, свободно черпая из Талмуда и легенд.

Читателю «Зеркала» предлагается отрывок из пересказа.

Исраэль Шамир, Яффа

Рабби Авраам бен Самуил бен Авраам Закуто учил: все сыны Израиля подобны звездам, а тем паче мудрецы и благочестивые люди. Мудрецы Мишны и Талмуда освещают наши души. Чтобы снискать заслугу, я решил написать эту книжку с именами мудрецов прошлого. Нет у меня ни мудрости, ни таланта, ни вкуса, да и силы поубавилось. Все же я постараюсь вспомнить правила закона и имена мудрецов.

Я начну со Творения Мира, потому что это самое важное событие в Торе, и оно объясняет – лишь одна Сила творит чудеса. Есть, конечно, и ангелы, но и они посланы Создателем и зависят от него.

Я решил назвать свою книгу Хрониками Родословий, как называлась не дошедшая до нас книга древности. В трактате Песахим говорится – р. Симлай пришел к р. Иоханану и попросил его:

– Научи меня истории по Хроникам Родословия.

Р. Иоханан спросил:

– Ты откуда будешь?

– Из Лидды, – ответил тот.

– А до того?

– Из Нехардеа в Вавилонии.

– Ты уж прости, мы не учим ни лидийцев, ни вавилонян, потому что они грубы и неотесаны, а ты и лидиец, и вавилонянин!

Все же уломал его р. Симлай.

– За три месяца пройдем материал? – спросил он.

– Это ты перебрал, – сказал ему р. Иоханан. – Брурия, жена р. Меира и дочь р. Ханины б. Терадиона, схватывала триста законов от трехсот учителей за день, и она за три года не осилила Хроники, а ты хочешь – за три месяца!

Взял он ком земли и запустил в р. Симлая. Редкое это слово – «запустил». Однажды царь Соломон сковал заклинаниями беса Асмодея, а потом поддался на уговоры и выпустил из пентаграммы. Асмодей схватил царя и запустил подальше, на четыреста верст улетел Соломон.

Рами бен Юдан сказал: как запрятали Хронику Родословий, мудрецы утратили силу, и свет их очей померк. Мар Зутра сказал: они могли нагрузить четыреста верблюдов своими толкованиями только на букву «А».

Хоть Рамбам и сомневался в полезности истории, она помогает изучать Талмуд. История показывает, как наши традиции передавались от мудреца к мудрецу, из рода в род, начиная от главы пророков Моисея, а он получил Закон прямо от Всевышнего. Так передавались традиции изустно до нашего святого учителя, а тот составил трактат «Учения отцов», чтобы мы знали, как передавалась традиция. Он боялся, что законы позабудутся, а имена мудрецов перепутают, вместо «запрещено» скажут «разрешено». Поэтому он записал предание, а не для того, чтобы стереть грань между Писанием и Устной традицией.

Кто точно ссылается на источники, приносит избавление миру. Поэтому так рассердился р. Иоханан на р. Элиэзера б. Педата, который цитировал его слова, а на него не ссылался. Меня возмущают авторы, которые цитируют, не указывая точно источник. В свою защиту они могут взять слова р. Иакова б. Иди. Тот хотел успокоить разбушевавшегося р. Иоханана и сказал: любая его цитата без ссылки – это цитата из ваших мудрых речей, потому что р. Элиэзер – ваш ученик. Так оно с авторами. Но в старину не забывали ссылаться.

Сказали это однажды Рамбаму, а он ответил: Наш святой мастер тоже писал законы без ссылок, разве что в случае разногласий или сомнений.

Р. Ашер писал: непонятно, почему Ал-Фаси ссылался на Равву. Равва был учеником своих предшественников. Правило говорит: учитель важнее ученика. Но другое правило говорит: последняя ссылка верна. Был однажды спор, что делать, если комья грязи прилипли к подошвам, а дело происходит в субботу? Р. Иуда сказал: можно пошаркать о землю, но не о стенку, потому что если комья грязи прилипнут к стенке – это подобно строительным работам. Равва возразил: лучше о стенку, потому что при шарканье о землю могут возникнуть ямы, а ямы в субботу рыть нельзя. Мар сказал: значит, нельзя ни так, ни эдак. Р. Паппа сказал: можно и так, и эдак.

Ал-Фаси и Рамбам решили, что прав Равва, р. Захария решил, что прав р. Паппа, раз уж он последний упомянут. Рамбан возразил: Равва был мастером, а Паппа – учеником, значит, надо следовать решению мастера. Р. Ашер решил, что все равно последний прав.

Цитировать надо слово в слово. В трактате Берахот р. Иуда б. Самуил б. Шилат процитировал слова Рава: «Гости не должны есть, пока хозяин, преломивший хлеб, не вкусит». Р. Сафра возразил: он сказал: «гости не должны вкусить». Какая разница? А вот какая – надо точно цитировать слова своего мастера! Рамбан писал сыну: первым делом знай имена учителей Мишны – танаев. Неси их имена на устах как знамя. Вот и я решил все записать с самого начала.

Когда был сотворен Адам, Господь дал ему шесть заповедей: не поклоняться идолам, не проливать крови, избегать кровосмесительства и грабежа, судить по правде. А скотоложества не запретил, и Адам сначала совокупился со всеми животными.        Р. Элеазар сказал: животные ему не полюбились, и тогда Господь создал женщину из ребра Адама. Только с ней он нашел удовлетворение. Поэтому, когда мужчина и женщина совокупляются, он обращается лицом к земле (он сотворен из земли), а она – лицом к нему (она сотворена из его ребра). Р. Достай б. Яннай сказал: почему мужчина за женщиной бегает, а не наоборот? Потому что он ищет то, что потерял, – свое ребро.

Как выглядело это «ребро»? Разошлись во мнениях Рав и Самуил. Один сказал: это было лицо, а другой – это был хвост. Если это был хвост, все понятно – затем Господь закрыл место хвоста плотью. Если же это было лицо, значит, сначала у Адама было два лица. Какое лицо у него осталось – переднее или заднее? Конечно, переднее. Поэтому нельзя мужу идти позади женщины. Кто идет за женщиной, когда она переходит речку, тому заказан вход в грядущий мир, потому что она, видишь, подол задирает.

Р. Иоханан сказал: лучше оказаться позади льва, чем позади женщины. Лучше позади женщины, чем позади идола. Лучше позади идола, чем позади синагоги. Другие дополнили – только о чужой мужней жене речь. Но нет – Маноах, отец Самсона, шел за своей женой, и за это его осудили мудрецы.

А затем Господь «построил» Еву из ребра. Что значит «построил»? Аббаху объяснил – соорудил ей прическу, а потом привел ее к Адаму. Объяснил по-другому – Господь построил ее, как строят склад, – узкой вверху и широкой внизу, чтобы сохраннее было место ее плода.

Древо познания, сказал р. Меир, была виноградная лоза, потому что от нее все наши беды. Нет, это была смоковница, сказал р. Нехемья, потому Адам и Ева прикрылись ее листьями. Нет, это был хлеб, потому что ребенок начинает понимать, что к чему, только вкусив хлеба, сказали мудрецы.

До грехопадения змей ходил стоя и ел людскую еду. А позарился на чужое – и был наказан: стал ползать на животе и есть прах. Сказал змей: я убью Адама и женюсь на Еве. Но Господь внушил ненависть к змею в сердце женщины, а иначе, глядишь, так и вышло бы.

Сыновья Ноя получили уже 30 заповедей, но только три привились: двум мужам свадьбу не играют, человечину не едят, а Тору все почитают.

Адам был красив. Сарра была красивее всех женщин, но она была как обезьяна рядом с Евой, а Ева казалась обезьяной рядом с Адамом.

– Ваш Бог – вор, – сказал император р. Гамлиэлю. – Он похитил ребро у спящего Адама!

За Бога заступилась дочка императора. Она сказала отцу:

– Вызови стражу, у нас ночью украли глиняный кувшин и оставили вместо него золотое блюдо!

– Странные воры! – проворчал император. – Пусть все воры будут такими!

– Так поступил и Бог, – сказала дочка, – он взял ребро, а дал – помощника на всю жизнь.

– Но почему ночью, почему не наяву?

– Адаму было бы противно, если бы он увидел, из чего делают Еву!

Адам был очень набожным. После изгнания из рая он решил не касаться Евы и провел 130 лет в строгом воздержании. Но в это время по ночам к нему подкатывалась Лилит и вызывала у него извержение семени. Так рождались демоны и духи.

Затем он все же вернулся к Еве, и от них пошел человеческий род, гои, и, не рядом будь помянуты, евреи. Когда в Писании говорится «человек», речь идет о евреях, потому что гой не зовется «человек». Впрочем, иногда и гой именуется «человеком», в отличие от животных, упомянутых в том же стихе.

С тех пор, как был избран Авраам, выражение «потомки Ноя» применимо только к гоям, а потомки Авраама – евреи – не числятся среди потомков Ноя. Прочие же потомки Авраама – потомки Измаила, и потомки Исава – все равно гои, и потомки Ноя, потому что сказано: через Исаака будет потомство твое.

Гою нельзя совокупляться с женой неестественным способом, потому что она не получает от этого удовольствия. Сказано: «прилипнет жена к мужу», а как ей прилипнуть при оральном сексе? Но с чужой женой можно совокупляться неестественным способом, потому что тут вопрос прилипания не встает. Этот закон касается только гоев, а евреям, сказал р. Акива, можно совокупляться и путем, и не путем.

Внук Адама Энох не умер, но плоть Эноха стала огнем, и Господь сделал его ангелом Метатроном. Его сын Мафусаил семь дней не дожил до Потопа – смилостивился над ним Господь. Тогда Ною было 600 лет. Потом Метатрон был наказан, потому что из-за него р. Элиша б. Авуя впал в ересь. Дело было так: четыре мудреца поднялись на небеса, и один из них был р. Элиша б. Авуя. Сотворил р. Элиша заклинание, вошел в рай, увидел сидящего Метатрона и воскликнул: «Ангелы должны стоять, когда мудрецы входят! Если же они не стоят, значит, не верна Тора!» – и впал в ересь. А Метатрона наказал за это Господь.

Сто двадцать лет Ной строил свой ковчег, хотя все над ним потешались. А когда окончилось плаванье ковчега, напился Ной и его сын Хам сотворил с ним неподобное. Рав сказал: «сотворил неподобное» означает – оскопил. Нет, сказал Самуил. «Сотворил неподобное» означает «познал его как женщину». Так или иначе, наказан был за это Хам, и с тех пор его чернокожие потомки стали навеки рабами.

Потоп был в 1656 году от Сотворения мира, в 2105 г. до н. э. Через 292 года родился Авраам, начало нашего рода, предок многих народов. Когда Аврааму было 48 лет, рухнула Вавилонская башня, и люди расселились по всем странам мира и заговорили на разных языках. Сим запретил проституцию, как мы узнаем по тому, что Иуда хотел сжечь Фамарь.

Ной умер, когда Аврааму было 58 лет. Р. Авраам ибн Эзра сказал: «Ной» по цифрословице – 58, значит, Аврааму было 58 лет, когда Ной умер». Авраам был обрезан в возрасте 99 лет, и в это время погиб Содом.

Р. Амми сказал: Авраам и Сара были поначалу непонятного рода, у Сары даже лона не было. Авраам был и вовсе ни мужчина, ни женщина. Только потом они определились.

Наш праотец Авраам выполнял все заповеди и заветы, даже те, что были установлены нашими мудрецами сотни лет спустя. Он соблюдал даже правила приготовления еды на праздник, наступающий после субботы. Поэтому о нем сказано: «Авраам – первая собственность Бога». Всего у Бога пять собственных вещей в нашем мире: Авраам, небеса и земля, Тора, народ Израиля и Храм. Авраам учил людей тайнам Сотворения мира.

Нельзя сомневаться в Сотворении мира. Великий Рабби Исаак Кампантон послал за этот грех р. Самуила Сарсу на костер. Дело было так: собрались раввины написать брачный договор. Пишут они: «в таком-то году от Сотворения мира», а этот Сарса почесывает себе бороду и подмигивает, мол, мир существовал всегда. Вскочил Рабби Кампантон и воскликнул: «почему неопалима сия купина? А ну, пусть полыхнет!» Тут же приговорили раввины Рабби Сарсу к смерти на костре за то, что он отрицал Сотворение мира пять тысяч лет назад, и сожгли его. Это было на моей памяти, я видал святого Рабби Кампантона, и лик его был подобен лику ангела.

Так было и при Аврааме – люди забыли о Творении, а Авраам напомнил им. Авраам преподавал астрономию в Египте и доказывал с помощью звезд и их траекторий, что в мире есть только один Творец.

Авраам указал время для трех ежедневных молитв. Он начинал полуденную молитву, как только тень падет на стены домов. Но установил полуденную молитву Исаак в тот день, когда его связали на заклание. Поэтому, хотя мы говорим: «молитва Авраама», мы имеем в виду – так молился Авраам после того, как научился этой молитве у своего сына Исаака. Иаков установил вечернюю молитву. Авраам научил и Ноя молиться, хотя тот родился на десять поколений позже. Он родился в 1948 г. до н. э., а когда ему было 52 года, он стал учить людей Торе.

Аврааму было три года, когда он постиг Творца. Рамбам считал, что только в 40 лет Авраам признал Господа. Но ему возразили р. Авраам ибн Дауд и Моисей Священник. Объясним: Авраам узнал Бога, когда ему было три года, а когда ему было 48 лет, рухнула Вавилонская башня, и он стал свидетелем деяний Творца. Когда ему исполнилось 52 года, он стал учить людей Торе. Когда ему было 70 лет, он заключил Завет с Господом, а затем вернулся в Харран, в Сирию. Когда ему было 75 лет, Господь велел ему оставить Харран и отправиться в Палестину. Он был кротким, благонамеренным, нищим духом, с сокрушенным сердцем и щедрым. Благословен он и его потомки.

Наш праотец Исаак родился в 1713 г. до н. э., когда Аврааму было 100 лет от роду. В жертву его принес отец на горе Мория, где впоследствии Давид и Соломон построили храм на гумне Аравны. Там Авраам построил жертвенник и связал Исаака для заклания. Там же Ной построил алтарь, после выхода из ковчега. Там приносили жертву Авель и Каин. Там был сотворен Адам, и там он приносил жертвы Богу.

Ревекке было 14 лет, когда она вышла замуж за Исаака, а может, и три года от роду. Не рано ли это? Мудрецы сказали: можно совокупляться с девушкой, когда ей исполнится три года и один день, хотя понести она может только в двенадцать лет. Но мальчик созревает для брака только в возрасте девяти лет и одного дня.

Не думай, что хорошо жениться на очень юных. Сказали мудрецы наши: «прозелиты и те, кто играет с детьми, задерживают приход Мессии». Почему прозелиты, то есть гои, принявшие иудаизм, задерживают Избавление – понятно. От них вред один, и р. Хелбо сказал: «новообращенные хуже парши». Только в десятом поколении их потомство может сравниться с настоящими евреями. Но что значит «те, кто играет с детьми»? Если имеются в виду педерасты, то их следует побить каменьями. Если же те, кого дети онанируют, то они заслуживают смерти от потопа. А здесь идет речь о поведении разрешенном, но неблаговидном. Объяснили мудрецы: «те, кто играет с детьми» – это те, кто женится на слишком молодых девочках, которые еще не могут забеременеть. Поэтому лучше не жениться на девушках моложе двенадцати лет, хотя греха в этом нет.

Юстиния, дочь императора Севера, сына Антония, спросила Рабби: в каком возрасте женщина может выйти замуж? Когда ей исполнится три года и один день, ответил он. А когда женщина может понести? В 12 лет и один день, ответил он. Я, сказала она, вышла замуж шести лет и родила в семь, так что я, к сожалению, попусту потратила три года в отцовском дому.

Если познают девушку моложе трех лет, она остается девушкой. Это все равно, что пальцем в глаз тыкнуть – послезится и пройдет. Пришла женщина к р. Акибе и спросила: «Меня познали, когда мне еще не было трех лет. Можно ли меня считать девушкой?» «Можно», – ответил р. Акиба. «Я приведу пример, – сказала она. – Ребенок сунет палец в мед, в первый раз заплачет, во второй заплачет, а в третий раз засосет». «Ну, раз так, – сказал р. Акиба, – тогда не девушка».

Когда девушка созрела? Р. Иосе сказал: как появится складка под грудьми. Р. Акиба сказал: когда груди свешиваются вниз. Бен Аззай сказал – когда потемнеет сосок. Р. Иосе сказал: ежели положишь ей руку на сосок, и рука тонет, и не сразу выскакивает. Р. Элеазар б. Цадок сказал: когда груди трясутся. Иоханан б. Барока сказал: когда сосок белеет. Р. Аши сказал: когда сосок разделяется. Р. Иосе сказал: когда появляется кружок вокруг соска. Р. Шимон сказал: когда опускается венерин холмик.

Иаков родился в 1653 г. до н. э. Он учился Торе в школе Эбера и Сима. Иакову был 91 год, когда родился Иосиф Прекрасный. Иосиф был так красив, что женщины не могли на него спокойно смотреть. Осуждали египетские женщины жену Потифара за ее любовь к Иосифу. Что она сделала? Пригласила их к себе в гости, дала каждой яблоко и нож и позвала Иосифа. Когда он вошел, все женщины порезались, так потрясла их его красота. «Вот видите!» – сказала жена Потифара. Но Иосиф не поддавался соблазну.

Его потомок Рабби Иоханан говорил о себе: «я последний красавец Иерусалима». Представь серебряный кубок прямо из отливки, наполни зернами алого граната, окружи венчиком из алых роз, поставь между солнцем и тенью. Его сияние подобно красе р. Иоханана.

Почему же сказал наш великий мастер: «краса р. Кахана – отблеск красы р. Аббаху, краса р. Аббаху – отблеск красы нашего праотца Иакова, а тот был подобен Адаму», а р. Иоханана он не упомянул? А потому, что р. Иоханан был совсем другим, у него не было бороды. Р. Иоханан любил сидеть у ворот женской купальни. «Когда дщери Израиля выходят из купальни, пусть посмотрят на меня, – говорил он, – и понесут сыновей, таких же красивых и умных, как я». Сказали ему мудрецы: «не боишься соблазна?» «Я – потомок Иосифа Прекрасного, – сказал он, – нас соблазн не берет».

Иаков пришел в Египет 130 лет от роду. Его сын Леви умер в 1429. Его потомок и отец Моисея Амрам прожил 130 лет. Он был один из четырех невинных людей, умерших только из-за греха Евы, иначе бы не умер никогда. Другие три – Вениамин, отец Давида Иессей и Килеаб – сын Давида. Наш учитель Моисей был седьмым в роду Авраама, он родился в субботу, 7 адара, 1393 г. до н. э., в три часа пополудни, как доказал р. Авраам б. Хия Испанский.

400 лет египетского плена начинают считать со дня рождения Исаака, по сказанному «Твои (Авраама) потомки будут чужаками в чужой земле». В арамейском переводе слова «прыгает по горам» объясняются так: «за заслуги отцов они перепрыгнули через 190 лет, и осталось им провести в Египте только 210  лет».

Исаак родился в 1713 г. до н. э., значит, Исход из Египта произошел в 1313 г., когда Моисею было 80 лет. Моисей прибавил три закона: он научил благословлять Дающего манну, когда манна спускалась с небес. Он ввел обычай задавать вопросы и объяснять правила Пасхи. Он установил смены священников. Рамбан говорит, что Моисей также установил семь дней траура и семь дней веселья.

Моисей написал и темную книгу Иова. Говорится, что Иов прожил 210 лет, от прихода сынов Израиля в Египет и до Исхода. Когда Моисей велел своим разведчикам проверить, «есть ли там дерево», он имел в виду Иова, потому что праведник – как дерево, укрывающее своей тенью от зноя. Умер Иов, пропала тень, но Господь с нами и поныне. В хрониках христиан и греков также сказано, что наш учитель Моисей написал книгу Иова, а сам Иов был царем Эдома по имени Иовав б. Зерах из Басры. По словам Рамбана, Иов был потомком Авраама и потомком Исава. Иов жил в Аравии и в Савее, в Эдоме, к югу от Страны Израиля. Арамейский перевод говорит, что страна Уц – это Армения, то есть часть Греции. Некоторые говорят, что Иов похоронен в Константинополе.

Самуил Шолем, врач и издатель из Константинополя, добавляет: есть гробница Иова в Константинополе, но это не многострадальный Иов, а Айюб аль Озари. Он пришел в Константинополь в первом году по смерти Хуссейна ибн Али, вместе с Абдаллой ибн Аббасом и Абдаллой ибн Зейдом, с тремя тысячами бойцов и 500 ладьями. Его убили у ворот Игри Капи, а гробницу ему построил царь Константин, сын Георгия, в 50 году Хиджры. Даты гоев знай, а их дела забудь.

В дни Моисея установили пророки правило читать Тору по понедельникам, четвергам и субботам. Наш учитель Моисей, мир праху его, получил Тору и ее толкование – весь Талмуд – на горе Синай прямо от Господа. Ростом Моисей был пяти метров. Когда напал на Израиль Ог, царь Башана, Моисей взял пятиметровый топор, подпрыгнул на пять метров и поразил Ога в ногу.

Таким огромным был Ог! Абба Саул рассказывал: «как-то гнался я за оленем, а тот скрылся в берцовой кости, что лежала на земле. Гнался я за ним три парсы, но не догнал и до конца кости не дошел. Это была кость Ога, царя Башана». Да, раньше бывали высокие люди! Может быть, вы думаете, что Абба Саул был пигмеем? Нет, он был самым высоким человеком в своем поколении, и р. Тарфон был ему по плечо.

Не смог бы никто победить Ога, только муравей сумел. Взял Ог гору, поднял ее на голову, чтобы обрушить на Израиль. Но муравей пропилил дырку в горе, и гора легла ожерельем на шею Огу, так он и помре. Почему же Ог не мог снять гору с шеи? Потому что, по воле Божьей, его зубы выросли и не дали ее снять.

Моисей умер легко и сладко, по божьей воле, на сороковой год после Исхода, в полдень 7 адара 1273 г. до н. э. Иисус Навин получил Закон от Моисея в 1276 г. до н. э., а родился он в 1355-м. Он установил почитание десяти заповедей и научил благословлять кормящую нас землю. Хотя мы сказали, что Моисей установил только три закона, в Талмуде говорится, что он много законов и правил предписал, а Раши приводит только одно из них.

Один римский император решил потягаться с Моисеем. Сказал он: тот дал законы, и я даю законы. Запретил он жителям Рима зажигать огонь в течение одного дня, но ввечеру увидел, что повсюду вьются дымки. Так он сам себя посрамил – ведь Моисей приказал евреям не зажигать огонь в субботу, и они не зажигают огонь по сей день. Видимо, не различали в те дни заповеди, законы и уложения мудрецов.

Иисус Навин был из колена Ефрема, а сыновей у него не было. Сказано: он не благословил Творящего вино, потому что его не благословил Господь сыном. Его жена была блудница Рехав из Иерихона, и она родила ему лишь дочерей. Так из его чресл вышли восемь пророков, а может, еще и пророчица Хульда. Он правил Израилем 28 лет.

Позднее правил и судил Ибцан, он же Боаз. Ему было 80 лет, когда он познал Руфь, а ей было 40. Но Раши считает, что старому Боазу было 300 лет от роду, когда он познал Руфь, и сразу после этого он умер. А Руфь жила долго, и дожила до дней своего пра-праправнука царя Соломона. Она восседала рядом с ним и с Батшевой (Вирсавией) на троне.

Р. Авраам ибн Эзра объяснил в своем комментарии, что при рождении Давида присутствовали его отец, дед, прадед и прапрадед. Гойские мудрецы отметили, что не все поколения упомянуты в Библии. Наверно, этот секрет они узнали от мудрецов Израиля.

Самсон правил 20 лет. Почему же в Библии написано – 40 лет? А потому, что еще 20 лет после его смерти его боялись, такого страху он нагнал на филистимлян. Его отец был Маноах, очень глуп был Маноах. Он следовал за женой, а это делают только очень глупые люди.

Когда воевали все колена против колена Вениамина, тысяча вениаминитов бежала на Римские острова, они не хотели воевать со своими братьями. Мы не знаем, где они, и по сей день. Но они учтены в переписи вместе с прочими.

Эли (Илий) судил Израиль в Шило 40 лет и умер в 2870 (891 до н. э.). В том году Самуил судил Израиль 11 лет и умер в 876 г. до н. э. Два года царствовал Саул и ненадолго пережил Самуила. Ошибаются последователи Иисуса, которые пишут, что Саул царствовал 40 лет.

Царь Давид воцарился в 875 г. до н. э. Он был шестым по счету, кто получил устное предание, а до него были Моисей, Иисус Навин, Пинхас, Эли, Самуил. Но главным учителем Давида был священник Ира Яири, и только ему царь платил десятину. Поэтому и был голод и мор, как сказано – если подаешь только одному священнику, жди голода. Ира учил Давида, возлежа на коврах и подушках, а Давид этот обычай отменил. Человек должен в строгости заниматься святой Торой.

40 лет царствовал Давид. Он запретил мужчинам оставаться наедине с женщинами – после эпизода с Амноном и Фамарью. Тора не одобряет вольности. Но с матерью сын может оставаться наедине. Давид умер в 837 до н. э., и воцарился Соломон.

Он приступил к постройке Храма в 833-м, когда прошло 480 лет после Исхода из Египта. Соломон разрешил людям ходить летом через чужие поля, когда плоды уже убраны, и до первого дождя.

Седьмым, получившим Закон, был Ахия Шилони. Он родился в Египте и знал Амрама, отца Моисея, и вышел с Моисеем из Египта. Значит, ему было больше 500 лет от роду, возраст почтенный. Он научил пророка Илию, который был восьмым по счету. Это легко запомнить – на восьмой день обрезают младенцев, и он при этом присутствует.

Добавил Самуэль Шолем: Илия был священнического рода, потому что увидел его Раба бар Авоха на кладбище, удивился и спросил: «Ты же священник!» Нельзя священникам касаться мертвых или заходить на кладбище. Объяснил ему Илия, что гойское кладбище не оскверняет. Интересное существо – гой. Живой гой оскверняет, а мертвый – не оскверняет.

Наши мудрецы сказали: семь мужей охватили всю историю – Адам, Мафусаил, Сим, Иаков, Амрам, Ахия и Илия, а он жив и поныне. Он вознесся в 714 г. до н. э., и в книге Seder Olam говорится, что Илия вернется с пришествием Мессии, и сразу же снова исчезнет, и вновь вернется к войне с Гогом и Магогом. Елисей, его любимый ученик, был в два раза важнее Илии – он в одиночку мог пересекать Иордан, и Илии требовалась его помощь. Елисей получил Закон в 714-м и передал первосвященнику Иегояде в 706-м.

Царь Манассия был злодеем, но покаялся. Он явился во сне р. Аши и научил его, как ломать хлеб в субботу: надо отломать запеченную корочку. 10 колен Израиля ушли в изгнание в 555 году.

Пророк Сефония получил Закон от Аввакума в 481-м, а в те дни жила пророчица Хульда. Ее гробница в Иерусалиме, стоит нетронутая по сей день. Иеремия пророчествовал 40 лет до разрушения Храма. Он был 20-м хранителем традиции. Храм был разрушен в 423-м, и Господь отослал свой народ, как жену отсылают к отцу. Родом иудеи были из Вавилона, и поэтому он отослал их в Вавилон. Это было в воскресенье, 9 ава. Второй храм был разрушен в тот же день, когда на уста жрецов из череды Иегоярива попал стих «Господь их уничтожит».

Барух, сын Нерии, принял традицию от пророка Иеремии в Вавилоне в 3380/381, через 42 года после Разрушения. Барух умер в Вавилоне, а до тех пор его ученик Эзра не мог отправиться в Иерусалим. Эзра прибыл в Иерусалим в 7-м году царствования Артаксеркса. Комментаторы считают, что Артаксеркс – это Дарий, сын Эсфири. Зерубавель и первосвященник Иешуа отстроили Храм в 6-м году царствия Дария. Эзра пришел в Иерусалим на следующий год, когда истекли 70 лет после разрушения Храма, включая восемь лет постройки второго Храма.

Эзра принял секреты закона от Баруха. Он был набожным и кротким, как Моисей. Поэтому о Гиллеле говорили так: «О кроткий, о набожный, о ученик Эзры!» Он был достоин получить Закон из рук Господа, но Моисей его опередил. Он себя не переоценивал, и поэтому его именем названа книга Эзры. Нехемия, сын Хакалии, по прозвищу Хатрашта, был царским виночерпием, и ему мудрецы позволили пробовать вино гоев. Иначе запрещено евреям пить вино гоев, да и еврейское вино нельзя пить с гоями.

В трактате Megillah сказано, что Эзра и пророк Малахия, который обличал гойских женщин, – один и тот же человек. Гойская женщина считается прелюбодейкой, ритуально нечистой, рабыней, и совокупляться с ними запрещено.

Одна римская матрона позвала р. Цадока погрешить с ней. Он сказал: «я слаб, мне бы поесть сперва». Она сказала: «еда у меня некошерная! Но кто грешит, может и некошерное съесть». Затопила она печку, поставила туда некошерное мясо, а он залез в печку и уселся там. «Что это значит?» – спросила она. «Кто грешит, попадает в огонь», – сказал он. «Ну, знала бы я, что ты так к этому относишься, я бы к тебе не приставала». Но это не значит, мол, лучше умереть, чем переспать с шиксой. Так поступали только очень набожные люди.

Таким был р. Кахана. Р. Кахана продавал корзины. Увидела его матрона и предложила согрешить. «Сейчас, – сказал он, – только умоюсь». Поднялся он на крышу и бросился вниз. Подхватил его на лету Илья-пророк и опустил на землю. «Ты меня за 400 парасангов сгонял, – сказал он, – тебе это еще откликнется. Сомневаешься в себе – не ходи на базар». «Это я по бедности», – сказал р. Кахана, и тогда дал ему Илья мешок золотых динаров.

Другая матрона склоняла р. Ханину б. Паппи согрешить с ней. Сказал он заклинание, и его тело покрылось язвами. Она прошептала заговор, и он исцелился. Удрал он от нее в баню, где водились черти, а туда даже днем люди заходить боялись, и пробыл там всю ночь. Поутру его спросили мудрецы: «кто тебя спас от чертей?» Он им сказал: «видать, царские оруженосцы меня берегли». Они сказали ему: «наверно, ты устоял перед искушением, а для такого человека творят чудеса».

Матроны – они языкатые, иногда такое скажут, что хоть стой, хоть падай. Но наши учителя умели им ответить. Такими были р. Ишмаэль б. Р. Иосе и р. Элеазар б. Шимон. Они были толщины необыкновенной. Если поставить их лицом к лицу, под их животами могла бы проехать упряжка с волами. Увидела их матрона рядом с их детьми и сказала: «Это не ваши дети! С вашими животами вам до женщины не дотянуться!» Они ответили: «Да наши жены еще толще нас!» «Тем паче», – сказала она. «У большого мужа и член немалый», – ответили они.

Зачем они вообще с ней разговаривали? Чтобы насчет детей сомнения не было. Надо уметь отвечать нечестивцам. А как на самом деле дело обстояло? Р. Иоханан сказал: «Член р. Ишмаэля б. Р. Иосе был как трехлитровый бурдюк». Р. Папа сказал, что у самого р. Иоханана член был как литровая бутыль. А у р. Папы – как плетенка из Гарпании, сказали мудрецы.

Беседовал с матронами и святой р. Иуда б. Илай. Сказала ему одна матрона:

– Судя по твоей красной роже, ты пьянчуга!

Он ответил:

– Клянусь, я пью вино только в канун субботы. И еще четыре бокала на Пасху, и то у меня потом виски ломит до Пятидесятницы.

– Почему же у тебя рожа красная? – не унималась она.

– Это у меня от мудрости лицо сияет, – ответил он.

– Нет, сказала она, – ты, наверное, ростовщик или свинарь!

– Эти занятия нам, евреям, запрещены, но по дороге от моего дома до синагоги – 24 сортира, и я их все посещаю.

Маялся животом всю жизнь р. Иуда, но наши учителя советовали меньше тужиться и в отхожих местах не задерживаться.

А еще была в Риме матрона, которую посещала вся знать. Решили мудрецы попросить ее о помощи, чтобы заступилась за Израиль. Пошел к ней Р. Иошуа с учениками. Перед входом он снял филактерии, вошел и дверь перед носом учеников закрыл. А когда вышел, пошел в баню, окунулся в купели и вернулся к ученикам. Спросил он их:

– Когда я снял филактерии, что вы подумали?

– Мы подумали: наш учитель не хочет вносить святое слово в нечистое место, – сказали они.

– Когда я закрыл перед вами дверь, что вы подумали?

– Мы подумали – учитель обсуждает государственные тайны, – ответили они.

– А когда я вышел и пошел в купель, что вы подумали?

– Может, ее слюна брызнула на одежды учителя, – сказали ученики.

– Клянусь, так оно и было! – сказал им р. Иошуа. – Вы судили меня непредвзято, так и Сущий рассудит вас.

Вящей строгости учили мудрецы наши. Однажды стояли р. Иуда и Самуил на крыше синагоги Шаф-веятиб в Нехардеа. Сказал р. Иуда: где бы отлить? Сказал Самуил: ничего, возьми член в руку и направь струю подальше, чтобы на крышу не попало. Как он мог сказать такое? Ведь учил р. Элиэзер: тот, кто мочится, держа член в руке, накликает потоп и гибель человечества. Дело в том, что р. Иуда был женат, а р. Нахман разъяснил, что женатому мужу – можно. Добавили мудрецы – можно, если жена не в отъезде. Абба б. Р. Беньямин б. Хия учил: можно, если держать снизу.

Р. Тарфон сказал: нужно отрубить руку тому, кто коснется своего члена. А чтобы неповадно было, рубить, положив руку на живот. Да ведь живот пострадает! – сказали мудрецы. Ничего, ответил р. Тарфон, пусть лучше живот пострадает, да душа спасется.

Симон бар Иохай сказал: кто ненавистен Богу? Тот, кто держит член рукой, когда мочится, и тот, кто приходит домой неожиданно. А еще кто? Тот, кто стоит голый у постели и бесстыдно мочится, и еще тот, кто совокупляется в присутствии посторонних. Р. Иуда спросил Самуила: неужто даже в присутствии мышек? Нет, ответил Самуил, мышки не в счет. Р. Симон имел в виду совокупление в присутствии слуг и служанок. Но Рабба б. Хуна прогонял ос, Абае прогонял мух, Рабба – комаров, чтобы не подглядывали при совокуплении, из своей вящей скромности.

Р. Иоханан и вовсе запретил совокупляться днем. Р. Хисда объяснил его запрет: не дай Бог, разглядит муж изъян в жене, и она ему опротивеет. Но если затенить окно, то можно совокупляться и днем, главное: соблюдать скромность.

Много полезных советов оставили нам мудрецы из области семейной жизни. Р. Исаак сказал: если женщина кончит первой, родит сына, а если мужчина кончит первым – родит дочь. Рабба сказал: кто хочет, чтобы у него родился сын, должен совокупиться два раза подряд.

После рождения сына женщина приносит жертву через семь дней, а после рождения дочери – только через четырнадцать дней. Почему? Р. Шимон б. Иохай объяснил: когда женщина рожает в муках, она клянется никогда больше не совокупляться с супругом. Если родился мальчик и все рады – она через семь дней сожалеет о своей клятве и приносит жертву за нарушение клятвы. А если родится девочка – то лишь через 14 дней.

В жертву женщины приносили голубей, и принимал их в храме Петахия Голубиный. Его так прозвали от слова «петах» (открывать), потому что он знал 70 языков и ему открыт был смысл людской. Однажды пришли к нему три женщины принести голубей в жертву и сказали: «Это за мою кровь, это за мое море, это за волчика». Он понял, что одна спаслась от опасного недомогания, другая – спаслась на море, а у третьей волчица украла ребенка. Это было через 300 лет после постройки Второго Храма. Раши сказал, что Петахия – это Мордехай, что жил во времена Артаксеркса. Гиппократ жил в дни Эсфири и Мордехая в 360 году, и его сын Эвклид, изобретатель механики, и философ Платон. Мордехай прожил больше 400 лет.

В его времена Великое собрание решило сгубить Искусителя, но смогло только ослепить его. Другие говорят, что они только один глаз ему ослепили, то есть ослабили, чтобы он не соблазнял их к запретному соитию. Раши объяснил – к соитию с матерью или сестрой он не искушает, но с замужней женщиной или с женщиной во время месячных – искушает вовсю. Сказано в трактате Ein Dorshin, что главные орудия Искусителя – деньги и секс.

Эзра был главным в Великом Собрании. Он был 22-м преемником Моисея, и с ним восседали 120 старцев, а последний из них был Симеон Праведный. В дни Симеона жил Гевиа б. Пасиса (он же Гевиа б. Косем). Он отстаивал Израиль, когда египтяне пришли судиться с евреями. Сказали египтяне: «вы сами признаетесь в Библии, что вы унесли с собой много добра из Египта. А ну, отдавайте!» Он сказал мудрецам: «дайте мне ответить. Если я выиграю – хорошо, а если проиграю – вы всегда можете от меня отказаться». Послали его. Сказал он египтянам: «Сперва заплатите нам за 480 лет рабского труда». И египтяне убежали, куда глаза глядят. В Sanhedrin, 11, говорится, что он был горбун. Еретик сказал ему, «я тебя так стукну, что горб выпрямится». Он ответил: «значит, станешь великим врачевателем, и сможешь брать большой гонорар».

Другие говорят, что Гевиа значит «высокий и стройный» и что он был стражем Храма. Гевиа б. Косем провозгласил Воскресение мертвых. Он переспорил сынов Измаила, когда те требовали своей доли в наследстве Авраама. Пришел он в суд и сказал: по закону Торы, «не наследует сын невольницы с сыном законной жены», а Измаил был сыном Авраама от невольницы Агари, в то время как Исаак был сыном законной жены Сары. Дело слушалось в субботний год. Убежали сыны Измаила от стыда, опустели их поля, и так соблюден был субботний год. Судьей был Александр Великий.

В те дни в Александрии жило много иудеев, в два раза больше, чем в дни Исхода, и было у них 70 золотых кресел с кафедрами в большой синагоге. Исполнилось пророчество Иеремии, Александр их всех убил. Они нарушили запрет «не возвращайтесь в Египет». Вновь заселили иудеи Александрию в дни Онии, сына Симеона Праведного. Он построил большой храм и жертвенник, и весь Египет ходил в этот храм. Так исполнилось пророчество «в этот день будет стоять алтарь Господа в сердце Египта». Он стоял 200 лет, окруженный славой, по словам Рамбама. Но, видимо, храм Онии стоял во все дни иерусалимского храма, потому что туда убежал Иошуа б. Перахия. Он стоял и в дни Гиллеля, и тогда египетские иудеи признали власть мудрецов Иерусалима и приносили жертвы в Иерусалим.

В Александрии был свой обычай: девы, обрученные в малолетстве, могли отказаться от своих женихов и выйти замуж за других. Поэтому иерусалимские евреи подозревали евреев Александрии в незаконном происхождении. Принесли александрийцы Гиллелю брачные контракты своих матерей, он нашел в них разрешение на отказ от обручения и снял с них подозрение.

Это была большая община, в два раза больше народу, чем во время Исхода, но после разрушения Второго храма пришел император Адриан и всех убил. В то же время пал Бейтар. Но в Тосафот написано, что вновь заселили иудеи Александрию, и так говорят христианские хроники. Иерусалимский талмуд говорит, что история со ста золотыми креслами была после разрушения Храма, в дни Иоркануса, отца Адриана Гнусного. Он их всех погубил, а не Александр, как говорится в Вавилонском талмуде. Затем пал Бейтар, и ушла слава Израиля, и не вернется до явления сына Давидова.

Симеон Праведный был первосвященником в дни Александра Великого, греческого царя, который убил Дария. Тогда пала Персия, через 52 года после падения Вавилона. Аристотель был его современником. Глас божий провозгласил тогда в Святая Святых по-арамейски, что «отменена кара и злодей Калигула убит». Калигула хотел внести свое изображение в Иерусалимский храм.

Когда Александр Македонский подошел к стенам Иерусалима, ему навстречу вышел Симеон Праведный, и Александр поклонился ему. Придворные удивились, но он объяснил, что призрак Симеона явился ему в бою и привел к победе. В хрониках гойских королей сказано, что Александр увидел на лбу Симеона, на диадеме, Имя Божье, по-гречески – Тетраграмматон, то есть слово из четырех букв.

Разрешил Александр Симеону поступать, как ему заблагорассудится, с самарянами, и Симеон их перебил. С Иерусалима была снята осада. Александр велел всех мальчиков, рожденных в том году, наречь в его честь и с этого времени начать отсчет лет. С тех пор так евреи считают года. Это был тысячный год с Исхода из Египта.



Ваш отзыв

*

  • Облако меток