Издается в Израиле (Тель-Авив) ● Главный редактор: Ирина Врубель-Голубкина ● E-mail: exprocom@gmail.com

Автор: , 09 Мар 2011

СТИХИ


Михаил Генделев

КАРТИНА1

1

Эта

Картина

именно нас изображает как есть2

лады

во

вторых

всех на берегу

а

это значит

воды3

в-третьих

наша осень на этой Картине

и

зо

бражена

зима осень лето потом воскресение и весна4

на

этой

Картине у нас понарошку нет золотой стены5

верней

наконец

перед нею нету

по

этому

мы видны.

2

Вот это слепая психичка Рива близняшка прабабки Рут

де

вя

носто два а грива

а

горб на груди

а

вдруг

роба парчи златотканой

куны да соболя

она на себе прискакала сюда

сквозь маковые поля

когда ее выводили дуру

рас

стреливать за хуторок

пыталась скормить полицаям Рива притыреный сахарок

поешьте панове перед дорогой

бялы кщеньженты кнези-князья6

молоденьким без цукера  а ведь надо расти нельзя

не в этом ли суть моего Искусства чтоб не сойти с ума

божественной

не изменив

манере

моей

письма7.

3

На этой Картине не все евреи а лица на каждый изящный вкус

вот

тот

кто в багрянице8

он например Иисус

вон

в набекрень из крови короне9 он например гибрид

наполовину Бог

а на

еще половину

жид10

и

как про него помолясь сказала одна супруга моя жена

что в целом он Жизнь и ужасная гибель была ему не страшна а на

мой взгляд сие паскудство

когда все пред

решено

тогда как мое Искусство

Страх и Трепет11 оно

и

глядя на этот божий

мою половину его

что

страшно тебе до дрожи

тогда еще ничего.

4

А кто эта парочка что оправиться села в елях

ты че это реб Зуся12 глядят орлами и брат его Элимелех13

и столь изрядные каббалисты братцы

что скажи омэйн14 и не надобно подтираться

а в знак бездомно стала рыдать Шехина15 наша Невеста Духа16

по разрушенью Второго Храма17

дважды не ночевали братья в местечках галута (голуса)18

наших местечек странах

в стогу под Краковом проснулись торкнуло им и захолонуло

им Общее Сердце19 им

и накрыло волной тоски их тошной их бессонницей пораженных20

вскочили и побежали и оглянулись

местечко горело XVIII век Ошвенцим

огнем пылало хладным мертвым огнем

Привратным Огнем21 Превратно Преображенных22

да кстати ребята да

вряд ли предугадать слово как отзовется

но

и слепая блядь ласточка23 вряд ли в чертог вернется

в осиновый дом молельный наших теней обитель иудину синагогу

кстати потом реб Зуся выиграл раввинский суд у

Господа нашего Бога24

в Русской Польше

за неявкой Последнего

смотрим дальше.

5

Я его помню как экзаменационный во сне билет

хотя Саши Рюмкина на Картине нет а в бездне и без него красиво

в косом скрещении солнца  во дает вдоль прибоя большая псина

а Рюмкин наоборот уезжал в Израиль как Страну Сионизма25 последние сорок лет

хотя и марки страны такой и в уголках не гасят уже однако

а по раме Картины бежит собака и море стирает след

конспиративно учил иврит26 агитбригады27 помреж и в рамках меж

дународной обстановки однажды даже выезжал взарубеж

в Болгарию на форум «За мир гигиенисты мира»

а дальше со слов я с ней учился Фиры

скопила купила тур Берн он чистота орет думала с ним удар

ну ты знаешь как этот умел орать каждою родинкою дрожа

европа у них чистота орет бычка из окна не выбросят на тротуар

и на пол не мусорить он орет в крови у них у каждого у бомжа

здесь на него упал сенбернар

из окна девятого этажа

а за букет спасибо и за поднос

с морошкой28 я все больше в изюме и фигах с годами вкус нахожу

но предмет моего искусства видимо все же пес

то есть то о чем думал пес

когда все понял примерно к пятому этажу

и еще когда как нигде

где как не на нашей Картине где

он с огромной улыбкой Явленье Природы брызгами топает по воде.

6

А эта с краю в кричаще алом плаще29 Аглая30

она богата она шикарна она одета она нарядна

она

упрямо

не смотрит прямо

а смотрит криво

причем направо

причем где рама

причем багета

и слава богу

оно и ладно

причем с багета рвет позолоту своим колечком на

безымянном

не то чтоб странным на безымянном

но

со значеньем

но

оловянным на безымянном

оно колечком

и то спасибо не деревянным как

исключенье

своим

колечком ни разу даже не обручальным

подумаешь

вид у нее печальный

6-bis

и подумаешь это ничего что серьги у ней магдалены31

и подумаешь что мягкая шерстка у нее в горячем паху у нее елены32

и пах у нее как у мани33 с фестоном как у сусанны34 вырез ее пиздона

как у анны35 неправда ль донна и обертоны в поддон содома

ну и любила же это дело что даже пела а не говорила

в слезах кончала Аглая помнишь Аглая как ангелина36

о как я нежно любил вас щели куда влагал я

и потом забывал их вид

как вид на родину

нелегалы

и только то и роднит с расписным этим блядством мое искусство

что кончив повод к тому с удовольствием забываешь

чего

если смысл разъять сугубо

это как красная смерть на пиру лангуста

немного хруста и стало немного пусто

или

на работу в троллейбусе ночь проведя с суккубом37

или

как у поэзии русской языком ей раздвинуть срамные губы

со скидкой 10% для Еврейского членов Клуба

а поскольку нет Аглая тебя у меня отныне

ты в навсегда на Последней моей Картине

вся в ненасытном алом своем пылая

это чтоб я не забыл о тебе Аглая!

7

Все они на Картине то есть они стоят на виду

у берега то есть у края ртути живой38

реб и брат его Элимелех в первом они ряду

причем кроткий и смиреннейший39 Элимелех

в опаленном кевларе40 стоит в боевой броне

и веки  зашиты его мулине41

а вон елозит по всей Картине приблудная бабка Рива она конечно

дурында она конечно в фате она подвенечной

ей 15 лет

настоящий американский у ней браслет

меж тем Ривка не знает что уже понесла

хотя реб Зуся с сокрушением и предполагал

но исходя скорей из контекста нежели из числа

что сын ее будет сильный в Доме Магога и особенно из цыган

стоит Иешуа ми-Нацерет  что какой уже Назарет

а шли б вы в Нацрат42 ей богу там он живьем откликается на Иса

впрочем кому-кому а ему на это и последние четверть часа

из последних мне вообще отпущенных лет

он меланхолически гладит пса

а вот Аглая вы ведь еще помните кто она

вдовствующая Аглая я никого не забыл жена

но почерк прочерк и росчерк мой а хвостик прикрыл багет

писал агройсемайстер43 Генделев Мишка в Иерусалиме один поэт

причем русская удаль тем еще и хороша

что при перепродаже считается как душа.

</br>

Июль-Август  2007 г.

Иерусалим

</br>

ГЛОССАРИЙ

1 Картина – здесь: в значении «облик Бога» (ивр. тмуна). См. Числ. 12:8, где приводятся слова Всевышнего о Моисее: «Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и картину Господа зрит он». Название поэмы перекликается с каббалистическим трактатом «Книга картины» (Сефер га-Тмуна), составленным неизвестным автором около 1250 г. и посвященным мистическому истолкованию смысла 22-х букв еврейского алфавита. В основе учения «Книги картины»  лежит теория о космических временных циклах, соотносящихся с установленными Библией субботним (седьмым) и юбилейным (сорок девятым) годом, в которые приостанавливается обработка земли, прощаются долги и выходят на свободу рабы.  В каббалистической интерпретации эти годы понимаются как земное отражение космических эпох, в которые все вещи, изошедшие от Бога – то есть, вся совокупность Творения, – возвращаются к Нему обратно.

2 изображает как есть –  ср. комментарий Бахьи к словам: «…явно, а не загадками,  и картину Господа зрит он»: – «То есть, без посредства ангела, явно, как оно есть, подобно изображению Скинии Завета, которое было показано Моисею,  чтобы тот сделал точное подобие».

3 это значит воды ­– свидетельствующие о неизменности Творения. Ср. мидраш Берешит раба: «Сказал самаритянин рабби Меиру: Может ли быть, что «Поток Божий полон воды» (Пс. 65:10) с шести дней творения, и ничего не пропало?! Сказал ему рабби Меир: Пойди купаться, взвесься до того, как пойдешь, и взвесься после того, как пойдешь. Пошел и взвесился, и ничего не убыло. Сказал ему рабби Меир: А разве пот, который выходит – не из тебя выходит? Сказал ему самаритянин: Да – И вот, ты, из плоти и крови, у тебя ничего не убывает, от Святого, благословен Он – тем более, и это «Поток Божий полон воды» – от шести дней творения, и ничего не убыло.

4 зима, осень. лето. потом воскресение и весна – неизменность временных циклов обеспечивается постоянным обновлением; ср. Быт. 8:22: «И сказал Господь сердцу своему: Не стану более проклинать землю из-за человека, ибо побуждение  сердца человеческого – зло от юности его; не стану более уничтожать все живое, как ранее. Теперь все дни земли – посев и жатва, холод и тепло, лето и зима, и день, и ночь – не прекратятся».

5 нет золотой стены – золотыми стенами был обнесен Райский Сад после изгнания из него Адама и Евы, этим стенам суждено рухнуть в грядущем, когда исправлен будет грех Адама; золотыми были стены Чертога иерусалимского Храма, рухнувшие в ознаменование начала Изгнания.

6 Искаженное польское biały książę  – «белые князья».

7 «Божественная манера письма» или «письмена Божии» – так сказано о Первых скрижалях, которые Моисей получил на Синае, и которые разбил, увидев, что евреи сотворили Золотого тельца. По мнению большинства еврейских комментаторов Библии, эти скрижали изначально должны были разбиться, ибо «божественная манера письма» сделала невозможным существование их в нашем мире. «Не изменять Божественной манере письма» – путь к безумию, ибо ее постижение лежит за пределами человеческого познания. Парадоксальным образом, лишь насилие над этой манерой позволяет ей следовать.

8 После вынесения Иисусу смертного приговора «…надели на Него багряницу и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели на распятие» (Мф 27:28–31). Багряница – пурпурная одежда, служившая в древнем мире символом царской власти. В багрянец –  сочетание багрового, голубого и пурпурного цветов  –  были окрашены некоторые облачения первосвященника.

9 Корона из крови венчала голову Иисуса после того, как римские воины, согласно Евангелиям, водрузили на него  терновый венец.

10 наполовину Бог, наполовину жид – имеется в виду доктрина воплощения, лежащая в основе ортодоксального христианства – диофизитства – согласно которой Христос в равной степени обладал человеческой и Божественной природой: существовавшее извечно Слово «стало плотью», обрело человеческую природу, воплотившись в образе человека, Иисуса из Назарета. Никейский Вселенский Собор постановил, что Иисус был «обретен, а не сотворен», и, следовательно, являл собой не «творение», но «творца». На Халкидонском Вселенском Соборе было решено, что и Божественная и человеческая природы Иисуса обладали совершенством, что постулирует тождество Христа как с Богом, так и с человеком. Полужидовскую природу Христа отрицают многочисленные еретики: монофизиты, утверждающие, что человеческое было поглощено в нем Божественным, и что плоть его не единосущна нашей; афтартодокеты, считающие, что тело Его – нетленное; атиститы, настаивающие, что оно небесное, несотворенное, и многие другие.

11 «Страх и трепет» – одна из важнейших работ Серена Кьеркегора (1813–1855), датского философа, предтечи экзистенциализма. Страх и трепет для него – состояние, сопутствующее абсолютному выбору, который, будучи осуществлением свободы, означает выбор не «того или другого», но самого себя в своем вечном значении – грешным, виновным и раскаивающимся перед Богом. Средоточием его должно стать мгновение прыжка веры, которое открывает истинный смысл существования, состоящий в абсолютном отношении к Богу. Как высшая страсть вера осуществляется вопреки разуму и этическому, утверждая себя через абсурд. Особую роль при этом играет страх, связанный с переживанием личностью своего  бытия «лицом к смерти», и отчаяние как «исходная точка для достижения абсолютного».

12 реб Зуся – Зуся из Анаполя (ум. в 1800 г.),  хасидский цадик, ученик Великого Магида из Межерича, младший брат Элимелеха из Лизенска. За праведность хасиды прозвали его «рабби реб Зуся». Своего рода «святой простак»,  воплощение наивности и чистоты. Его учение представлено в книге «Менорат загав» («Золотой светильник»), а биография – в сборнике «Буцина кадиша» («Святая свеча»).

13 Элимелех ­– рабби Элимелех Липман из Лейзенска (1717–1786), хасидский цадик,  основатель хасидских школ в Польше и Галиции. В юности  много лет провел в добровольном изгнании (продолжительные непрерывные странствия – принятый у еврейских мистиков вид аскезы) и занимался умерщвлением плоти. Под влиянием своего брата, рабби Зуси, обратился к хасидизму и отправился учиться в Межерич, где стал приближенным учеником Великого Магида  и одним из глав хасидского братства. После смерти учителя Элимелех перебрался в Лизенск, откуда распространил хасидизм по всем областям Польши и Галиции. Его трактат “Ноам Элимелех” («Приязнь Элимелеха) сыграл огромную роль в становлении хасидизма и стал своего рода «священной книгой», которую хасиды и сегодня кладут под подушки больных и рожениц.

14 Омэйн (ивр. ашкеназ.) – «истина, правда, да будет так», восклицание, которым отвечают на молитвы и благословения.

15 Шехина (ивр. «[Божественное] присутствие») – женская ипостась Божества, в отличие от мужской ипостаси – Святого, благословен Он, неразрывно связанная с Общиной Израиля. В каббалистической литературе Шхина, называемая также дочерью Царя – княгиня мира Божественных принципов, десятая или последняя сфира в иерархии. Шехина – самая “бедная” из сфирот, как сказано в Зогаре (ч. 1, 181а): “Нет у нее ничего от себя”, однако, в ней находят отражение и раскрытие все элементы и характеристики других сфирот. Ее изгнание – это результат космической катастрофы и грехопадения Адама.  Для хасидов участие в воссоединении Шехины с ее Возлюбленным является главенствующей целью человеческого служения.

16 Невеста Духа – в христианском вероучении Пречистая Дева, богоматерь. Так, например, Павел Флоренский писал о ней: «Тип действительной чистоты – Пречистая и Преблагословенная Матерь Господа, Смиренная в Своей вечной Чистоте, Чистая в Своем неизменном смирении. В Ней, Невесте Духа Святаго, вечно Им очищаемой, бьет источник мировой чистоты, «Источник присно текущий разума».

17 Второй Храм (516 до н. э. – 70 н. э.) – Храм в Иерусалиме, отстроенный в правление Кира Великого, реконструированный Иродом Великим и разрушенный после штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией, во главе с Титом, 9-го числа еврейского месяца ав, в тот же день по еврейскому календарю, когда вавилоняне сожгли Храм Соломона. Разрушение Второго Храма положило начало многотысячелетнему галуту – изгнанию евреев из Святой Земли, продолжающемуся и по сей день.

18 Галут (ивр., ашкеназское произношение – голус) – букв. «изгнание»; ключевое для еврейской традиции многослойное понятие, структурирующее еврейскую историю. 1. Вынужденное пребывание евреев вне Земли Израиля – как спуск праотцев в Египет, так и изгнания после разрушения Первого и Второго Храмов; 2. Рассеянье, диаспора; 3. Отчуждение от собственного образа и источника в результате отрыва от Земли Израиля, переживаемое и на коллективном, и на индивидуальном уровне. Преодолением галута явится геула (мессианское избавление).

19 Общее сердце – важнейшая парадигма хасидизма. Ср. «Историю о семи нищих» Нахмана из Брацлава: «Есть гора, а на горе стоит камень, и из камня течет источник. И как у всякой вещи есть сердце, так и у всей вселенной, включающей все, есть свое Сердце. И это Сердце мира – цельное существо с лицом, руками и ногами и всем прочим. Но один – только один – ноготь на ноге его сердечнее любого другого сердца.

Эта гора с камнем на ней и тем источником стоит на одном конце мира, а сердце мира – на другом. И Сердце мира стоит против источника, истекая тоской, и очень-очень стремится и жаждет добраться до источника. И кричит и взывает к источнику. Также и источник стремится к Сердцу. И мучат это Сердце две немочи: одна – что солнце преследует и палит его (из-за того, что Сердце так тоскует и стремится пойти и приблизиться к источнику), и вторая немочь – от огромной тоски, от того, что оно стремится и жаждет всегда в страшной душевной муке того источника, и криком кричит, что оно стоит против него и тоскует и жаждет».

20 Рабби Зуся и рабби Элимелех странствовали по польским местечкам, нигде не ночуя две ночи подряд, подражая странствиям Шехины в изгнании.  Существует хасидское предание о том, что однажды они собрались заночевать в маленькой деревушке около Кракова, но почувствовали такое беспокойство, что им неудержимо захотелось покинуть это место. Хотя спускались сумерки, они пустились в путь и провели ночь в дороге. Эта деревушка называлась Освенцим.

21 Привратный огнь – огонь, каждый год чудесным образом исходящий из врат храма Гроба Господня (храм Воскресения) в Иерусалиме в субботу накануне православной Пасхи. Согласно христианской традиции, сошествие Благодатного Огня в храме Гроба, построенном равноапостольными императором Константином и его матерью Еленой в IV веке, происходит с первых лет его существования.

22 Преображение – христианский праздник, знаменующий описанную в Евангелиях мистическую трансфигурацию Иисуса во время молитвы на горе Фавор. О Преображении Иисуса сообщают все евангелисты, кроме Иоанна, говоря об его «измененном лике» и «белых, блистающих одеждах».

23 слепая блядь ласточка вряд ли в чертог вернется – парафраз на «Ласточку» О. Э. Мандельштама: «Слепая ласточка в чертог теней вернется на крыльях срезанных». В египетской мифологии Изида принимает облик ласточки, отправляясь на поиски убитого и расчлененного Осириса. В христианстве ласточка считается одним из воплощений Иисуса; обращающиеся с молитвой к Богу уподобляются ласточке, которая всегда голодна и страждет духовной пищи. Нередко ласточка символизирует опасность – непрочность и ненадежность жизненного счастья.

24 выиграл раввинский суд у Господа – хасидские легенды повествуют о том, как Бога вызывали на суд Леви-Ицхак из Бердичева и «Дедушка из Шполы», рабби Арье-Лейб, каждый из которых одерживал убедительную победу. Трудно себе представить в такой  роли кротчайшего Зусю, который был настолько преисполнен любви, что избегал судить кого бы то ни было, кроме самого себя. Впрочем, осуждая себя, «рабби реб Зуся» заведомо имел в виду именно Его, помимо Которого нет никого и ничего.

25 Израиль как Страна Сионизма – идея смутная. Мысль о том, что возвращение евреев в Сион должно быть осуществлено ими самими, не откладывая и не дожидаясь прихода Мессии, была впервые сформулирована в середине 19 века праотцами религиозного сионизма, раввинами Ц.-Г. Калишером и И. Алкалаем, которые рассматривали заселение Палестины в качестве  первой стадии мессианского процесса. Поселенческий сионизм, появившийся спустя пару десятилетий, сосредоточился на идее «национального возрождения на исторической родине»; политический сионизм, возникший последним, ставил целью создание «правоохраняемого убежища» для евреев, страдающих от антисемитизма. В страну какого именно сионизма стремился попасть Рюмкин – неясно.

26 С конца 1960-х гг. в СССР появились многочисленные квартирные кружки, где в конспиративной обстановке изучали иврит и пестовали мысль об отъезде в Израиль. Участники этих кружков ныне проживают во всех странах мира.

27 Агитбригада – небольшой профессиональный или самодеятельный театральный коллектив, постоянно действующий или сформированный на определенный срок для обслуживания хозяйственных и политических кампаний. Репертуар агитбригады составляли драматические, музыкальные и хореографические миниатюры, основной задачей которых было тотальное насаждение коммунистической идеологии.

28 Морóшка (лат. Rubus chamaemorus) – многолетнее травянистое растение семейства розоцветных, из одного рода с малиной. Стебли тонкие, прямостоячие, с 2–3 листьями и одним верхушечным цветком с белыми лепестками; плоды шарообразные, в молодости красноватые, зрелые – желтые. Встречается на торфяных болотах и в тундре в арктической и северной лесной полосе северного полушария. Плоды употребляются в разнообразном виде (свежие, в виде варенья и др.).

29 Алый плащ – необходимая принадлежность матадора, вызывающая законное раздражение у быка; в русской иконописи – атрибут архангела Михаила.

30 Аглая (греч. «сияющая») – одна из трех граций (римское название греческих харит), наряду с Эвфросиной («благомыслящая») и Талией («цветущая»). Богини прелести и красоты, грации принадлежат к свите Афродиты и Аполлона. Распространяемое грациями веселье относится не к чувственной жизни, а к духовной: наслаждению музыкой, танцами, поэзией, красноречием. Родителями граций обыкновенно считали Зевса и океаниду Эвриному. Здесь:  по-видимому, Аглая Антоновна Давыдова,  герцогиня де Граммон (1787–1842),  вдохновлявшая многих поэтов. Ср. А. С. Пушкин, от 24 января 1822 г.:

Иной имел мою Аглаю

За свой мундир и черный ус,

Другой за деньги – понимаю,

Другой за то, что был француз,

Клеон – умом ее стращая,

Дамис – за то, что нежно пел.

Скажи теперь, мой друг Аглая,

За что твой муж тебя имел?

31 магдалена – Мария Магдалина (греч. Μαρία ἡ Μαγδαληνή, по-русски читается «магдалене»), ближайшая сподвижница Иисуса, в прошлом блудница; святая мироносица, следовавшая за Иисусом  повсюду, присутствовавшая при его распятии и засвидетельствовавшая его воскрешение. Истинная природа отношений между Иисусом Христом и Марией Магдалиной служит предметом многочисленных конспирологических версий и предположений, которые подчас расцениваются христианами как кощунство.

32 елена – возможно, Елена Прекрасная (греч. Ἑλένα) – в древнегреческой мифологии прекраснейшая из женщин, ставшая причиной Троянской войны. О Елене сложены десятки мифов, она занимает центральное место в мифологии Троянского цикла. Символ женской красоты, неверности и раздоров, из-за этого происходящих.

33 маня – сокр. от Магдалина, Майя, Мануэла, Маргарита, Марианна, Марина, Мариэтта, Мария, Марлена, Марселина, Марта, Марфа, Матильда, Матрена, Мелания, Милена, Милица, Мирра, Михалина и Моника. Точная идентификация затруднительна.

34 сусанна – Сусанна, еврейка из Вавилона, которая (согласно «Сказанию о Сусанне и Данииле» – апокрифическому отрывку из Книги пророка Даниила, известному также под названием «Сусанна и старцы») тщетно была соблазняема двумя старцами, обвинившими ее затем в прелюбодеянии с незнакомцем. Сусанна была приговорена к смерти, но в последнюю минуту спасена благодаря находчивости и остроумию пророка Даниила, допросившего старцев раздельно; лжесвидетели были уличены во лжи и казнены, а добродетель восторжествовала.

35 анна – по видимому, донна Анна, возлюбленная дона Жуана, народного героя, известного со времен средневековья (в России особенно популярна посвященная ему опера Моцарта «Дон Жуан» и трагедия Пушкина «Каменный гость»). Дон Жуан (у Пушкина – Дон Гуан) приходит в дом своей возлюбленной – донны Анны, вдовы убитого им Командора, чья каменная статуя стоит в доме. В тот момент, когда любовники начинают предаваться утехам, статуя оживает и свершает страшную месть. В новейших версиях той же истории Каменный гость принимает участие в любовных утехах на равных, и никакой дополнительной мести больше не требуется.

36 ангелина – возможно, святая Мать Ангелина, дочь князя Георгия Албанского и супруга Стефана, короля Сербии, святая Ангелина претерпела изгнание вместе со своим мужем и разделила все трудности жизни в Албании и Италии. По смерти супруга, приняв монашеский постриг, святая Ангелина посвятила себя молитве, благотворительности и храмостроительству. Ее чудотворные мощи сохраняются вместе с мощами ее праведного супруга – святого Стефана и их благочестивых детей Максима и Иоанна в монастыре Крушедол.

37 Суккуб (от лат. succuba, наложница) – демоница, посещающая ночью мужчин и вызывающая у них сладострастные сны. Как ни странно, но при описании суккубов средневековыми демонологами слово succuba использовалось крайне редко. Для именования этого класса существ использовалось другое латинское слово: succubus, которое относится к мужскому роду. Вероятно, это связано с тем, что, согласно воззрению демонологов, суккуб – это Дьявол в женском обличье. Часто описывается как молодая привлекательная женщина, однако, имеющая когтистые стопы ног и, иногда, перепончатые крылья.

38 См. прим. 147 (ртути водоем). Ртуть входила в киноварь, из которой в китайской алхимии приготовляли «пилюлю бессмертия».

39 Кротость и смирение – важнейшие категории еврейской этики, особое значение приобретшие в хасидизме. Мартин Бубер приводит следующий рассказ: «Спросили Магида из Злочева: «Все заповеди записаны в Торе. Но смирение, которое стóит выше всех добродетелей, не определено в Торе как заповедь. Смирению посвящены только слова о том, что «Моше был скромнейший из людей» (Числ. 12:3). Почему же Тора ничего не говорит о смирении?» Рабби ответил: «Тот, кто проявляет скромность, исполняя заповедь, никогда не достигнет истинного смирения. Определить смирение как заповедь – происки лукавого, который испытывает человеческое сердце, нашептывая: «Ученый праведник, благочестивый творец добра, ты заслуживаешь лучшей участи, чем обычные люди. Однако думать тебе так не позволяется, ибо существует заповедь смирения, и потому ты стоишь в ряду со всеми». И человек, который воспринимает смирение как заповедь, только лелеет свою гордыню».

40 Кевлар (англ. Kevlar) – торговое название арамида, синтетического волокна, обладающего высокой прочностью (в пять раз прочнее стали). Применяется, в основном, для изготовления бронежилетов.

41 и веки  зашиты его мулине – во избежание повторения истории, описанной в Вавилонском Талмуде: Пришел как-то в Дом учения палестинского мудреца рабби Йоханана странник из Вавилона по имени рабби Кагана, и ко всякому утверждению рабби Йоханана задавал множество трудных вопросов. А рабби Йоханан был стар, веки его свисали до земли, и не видел он, кто стоит перед ним. Когда в седьмой раз задал рабби Кагана свои вопросы, сказал рабби Йоханан ученикам: «Поднимите мне веки»! Подняли ему веки серебряной кистью, взглянул рабби Йоханан на гостя и показалось ему, что тот смеется. Помутился рассудок учителя, взглянул он на гостя еще раз, и стал тот грудой костей. На следующий день рабби Йоханан раскаялся в своем поступке и гостя воскресил, но тому все равно было неприятно (по Бава кама, 117а).

42 Назарéт (ивр. Нацерет, араб. ан-Насира) – город в Израиле, один из священных городов христианского мира, место, где прошло детство Христа (из-за этого его иногда называют «назарянином» или «га-нацри», в переводе с иврита – житель города Нацерет). Нацрат-илит (`Верхний Назарет`), город в Нижней Галилее. Основан в 1957 г. как еврейский город развития на северо-восточной окраине арабского Назарета и вначале назывался Кирьят-Нацрат.

43 Агройсемайстер – «большой мастак» (идиш).

Составил Менахем Яглом



Ваш отзыв

*

  • Облако меток