В 57-м номере литературно-художественного журнала «Зеркало» опубликованы стихи Виталия Аширова, Ирины Максимовой, Анастасии Векшиной, Евгении Сусловой, Саши Мороз, Ивана Ерохина и Ивана Соколова. Журнал находится в постоянном поиске новых имен, в поиске того, что еще не вошло в стилистику современной русской поэзии.
В разделе «Акцент» публикация, скажем так, неожиданная. В содержании номера она обозначена как «Александр Эфросси. Стихи о поэзии» и включает в себя развернутое представление поэтического наследия А. Э. Купеллера-Кеклика, поэта, как утверждает его публикатор, известного исключительно узкому кругу ценителей. Из его наследия взяты стихи, посвященные поэтическому творчеству, в частности, «Триптих об искусстве поэзии», а также извлечения из романа (в стихах) «Прямая речь». Они читаются, как некая форма саморефлексии русско-советской поэзии прошлого века в исполнении поэта – в меру образованного, в меру «простодушного» — то есть автора, «типичного» для производителя стихотворных текстов прошлого века.
В разделе «Ретроспектива» Михаил Гробман приводит тезисы своего выступления на семинаре «Русская литература после падения коммунизма». Публикация содержит несколько извлечений из дневниковых записей Гробмана о ходе семинара и собственно «тезисов» к выступлению, то есть само выступление здесь не воспроизводится. Четкость, емкость и при этом образность формулировок тезисов, делающих текст отчасти текстом и поэтическим, не требует развернутого представления, все, что нужно, здесь сказано.
В «Современных записках» опубликована глава «самографии» «Вулкан Парнас» Валентина Хромова, одного из основных русских поэтов шестидесятых. Это седьмая публикация из мемуарного эпоса, посвященного литературному и художественному андерграунду в СССР 50-60-х годов. Увы, глава эта оказалась последней, продолжения не будет — Валентин Константинович Хромов (1933-2020) свои земные дела завершил. Но остается жить его текст.
Завершает номер в рубрике «Далекое-близкое» писатель и музыкант Леонид Гиршович с мемуарной повестью «Вспоминая лето». Внешне повествование вроде как незамысловатое: рассказ о том, «как я провел лето», пожив в Израиле, Литве, Германии, погуляв по Парижу. То есть пред нами повествование лирико-автобиографическое, с некоторыми признаками травелога. И при этом при чтении сразу же возникает ощущение повествования, жестко выстроенного развитием нескольких дорогих автору мыслей о феномене национальной культуры вообще и национальной культуры русского еврея. При том, что размышление это строится на материале сугубо личном.
СМИ О №57