ЛЕВИАФАН
• Величие нашей художественной эпохи в том, что она смела все цеховые перегородки между человеком и искусством и поставила обывателя перед фактом: художник — это тот, кто мыслит или пророчествует, но не тот, кто рисует. 1968.
• Интуиция и анализ — вот два столпа нового искусства. Аналитическая реконструкция мира уже началась. Геометрия — это мост на берегах настоящего и будущего. Время пророков еще не наступило, но скелет уже обрастает мясом. Мы стоим на пороге функциональных пророчеств языком изобразительных форм. 1968.
• Там, где человек руководствуется движением своего сердца, там, где он действует инстинктивно или интуитивно, — он почти никогда не причиняет зла; но стоит человеку увлечься системой и логикой — начинаются преступления, нравственные и уголовные. Ортодоксия — это самое отвратительное и опасное дитя интеллекта, и оно мстит за свое рождение, пожирая собственного родителя.
Ортодоксия и интеллектуальный фанатизм заглушают знание и страшны тем, что создают иллюзию оптимизма и иллюзию религии. 1969.
• Искусство для искусства, искусство — как самоцель, искусство — как самоутверждение, искусство — как самонаслаждение — это удел равнодушных, это удел жалких и самовлюбленных
Искусство — как зеркало природы, искусство — как память, искусство — цель которого — запечатление исторических или психологических событий, — это удел слабых духом, это удел безвременно состарившихся, это профессия дураков и спекулянтов.
Искусство — есть орудие человека на его пути к Абсолютным ценностям, на пути к Богу. Культ искусства — идолопоклонничество. Искусство здоровое и великое заключает в себе нечто, позволяющее отбросить его в один из моментов приближения к Истине. Великое искусство, как ненужная повозка, остается у подножия горы. И от подножия идет высшая мистическая дорога, по которой душа поднимается, уже не нуждаясь в помощи функционального, черпая силу и помощь только в себе самой. Функция искусства — подвести, подготовить человеческую душу к началу этого восхождения.
Искусство должно быть демократическим, всеобъемлющим, чтобы каждый человек мог воспользоваться им и приблизиться к Истине, т. е. приступить к освобождению собственного Духа. Искусство, апеллирующее к избранным, — это фальшивка, наполняющая мир тщеславием и жестокостью.
Подавляющее большинство художников нашего времени — это корыстные производители бессмысленных предметов на забаву пресыщенного буржуазного меньшинства. 1973.
• Символ времени — один и тот же знак, повторенный неоднократно в уменьшающейся пропорции. Это также символ движения.
Круг — знак природы.
Треугольник — статика и движение одновременно. Чисто абстрактное мышление. Вносит гармонию в глаз и душу. Успокоение.
Рыба-Левиафан: символ неба, земли, воды, моря, ветра, движения, направления. Символ народа; двойственный символ животного и Камня. Образ, лишенный психологических оттенков. 1973.
• Воспроизведение символа как акт возвращения:
Два генетических ряда сопутствуют человеку: биологический и духовный. Теория хромосом — это теория биологического ряда. Теория символов — это теория духовного пути от Адама и райского сада до наших дней. Символ — это стержень духовного человеческого бытия, корень всех событий и созданий человека. Точка, круг, треугольник, квадрат — так начинался идеологический мир. Простейшие геометрические понятия — Абсолютная мысль Бога — дали человечеству направление и смысл развития. Геометрическая чистота подразумевала чистоту этическую. Круг, треугольник, квадрат, шестиконечная звезда — это абсолютная справедливость, абсолютный духовный баланс, закодированная программа сверхчеловека. Это абсолютное знание.
Вместе с грехом и изгнанием из Рая — явился Орнамент, чтобы скрыть в себе и спасти для человечества абсолютное знание первых дней. Орнамент — это спаситель и конденсатор человеческого духа, вечный спутник человечества. Орнамент не мог заменить собой Рая, но помог человечеству сохранить духовное тепло. В дальнейшем свободное развитие Орнамента привело человечество к высотам конструктивной архитектуры, но оно же погрузило человеческое сознание в ядовитую атмосферу иллюзионизма и реализма.
Обращение к Орнаменту приближает человека к его детским начальным дням земного существования, но и приближает также к расшифровке абсолютных знаков сверхчеловечества. Это одновременное движение внутрь и вне. Внутрь — к истокам, к детству, к примитивному, первоначальному. Вне — к чистому магическому Божественному знанию — языку Абсолюта. Внутрь — к своей смутной, но чистой детской земной душе, вне — к частице Бога, обитающей в нас. Это возвращение к первоначальным элементам, Земле и Духу, — из которых был создан Адам.
Поиск и воспроизведение символа — есть движение вдоль духовного генетического ряда человека, то есть акт возвращения к Богу. 1974.
• Круг, треугольник, квадрат — нет точнее этих понятий, нет ничего абстрактнее. Конструктивная функция этих знаков в визуальном мире — установление покоя, баланса, аналитической ясности. Эти Божественные фигуры очищают клетки мозга, наполняют их воспоминанием о Нем, подготавливают человека к акту мышления: точного и интуитивного, то есть к акту творчества. Эти фигуры, в любом их виде, пронизывают человека ощущением мистической структуры мира. Они — язык, которым Бог говорит с нами. 1974.
• Принципы магического символизма требуют движения от настоящего к прошлому, ибо абсолютно понятое прошлое — есть будущее. Абсолютно понятое прошлое — есть осознание символических абстракций, заповеданных Абсолютным. Но надо учесть, что лишь знание Бога — есть знание. Знание же человека — есть процесс движения к знанию. 1975.
• Пространственно-реалистическое построение (театральное) — является воспоминанием о подлинном времени и таит в себе опасность изнурительного движения в замкнутом кругу. Пространственное построение этого типа ведет к нарциссизму.
Пространственно-абстрактное построение (магический символизм) — есть построение, не встречающееся в реальной жизни, оно плод иррационального движения души. В этом построении плоскость может существовать в нескольких психологических аспектах одновременно — и это есть важный прорыв в сторону многовекторной логики Абсолюта. Пространственно-абстрактное построение полностью уничтожает всякий прозаический смысл формы и учит человека читать этот мир по чистой азбуке форм, очищенных от бытовой психологии, этнографии, истории, форм, имеющих тенденцию вырваться во вневременное состояние. 1975.
• Плоскость, покрытая золотом или серебром, — есть ничто, в пространственном смысле. Это ничто, нигде, никогда. Реалистическое изображение не допускает употребления золота или серебра, ибо реальность и ничто несовместимы.
Абсолют — есть недостижимость, но человек в состоянии идти к нему. Ничто — есть понятие, не только непостижимое для человека, но и не существует дорог для приближения к нему. Золото и серебро — есть символы Ничего, то есть такого понятия, которое может воспринять только Бог. Золото и серебро — это символы состояния мира до сотворения мира. 1975.
• То, что в современном творчестве называют плюрализмом, на самом деле есть наступление Леванта на творческую активность.
Левант в идеологии — это отрицание волевого движения, стремление к слиянию с существующими уже художественными движениями, даже ценой отказа от собственного прошлого и будущего. У отсталых и менее интеллигентных — это подражание западному авангарду 100-летней давности, у более культурных — подчинение западным движениям последних 15 лет. 1976.
• Произведение подлинное заставляет человека жить сейчас; энергетически образованное, оно служит стимулятором духовных способностей человека и приносит чувство полноты и счастья. Таков магический характер чистых абстрагированных форм, организующих пространство.
Произведение, пользующееся визуальной иллюзией, то есть иллюзией глубины (в литературе — историчность), вызывает в человеке чувство воспоминания и является лишь катализатором, который провоцирует процесс, но не участвует в нем. Таким образом, мы наблюдаем грубую психологическую ошибку, зритель живет самим собой, своими прошлыми впечатлениями, предполагая, что получил их от произведения искусства. В итоге этого психологического самоудовлетворения зритель не только теряет для себя часть этого прекрасного мира, но и снижает активность своей духовной деятельности. 1976.
• В магическом символизме борьба с линейной перспективой ведется путем ее игнорирования, борьба с воздушной перспективой заключается в том, что она употребляется в контексте иррациональном или абстрактном. Однако идеальное творение — полностью игнорирует оба вида перспективы.
Магический символизм — враг иллюзии. 1977.
• Магический символизм изображает то, что невидимо в жизни, то, что непредставляемо человеческим воображением ни во сне, ни в кошмаре, ни в сознательном мысленном акте. Ма
гический символизм создает зрительные прецеденты и новые реалии. 1977.
• А. С. Пушкин в свое время, бедное литературной мыслью, был поэтом выдающимся, но на фоне русской литературы 20-го века обнаруживается вся бледность и пошлость, или, мягче сказать, слабость большинства пушкинских произведений, их временная ценность. Нравственное лицо Пушкина было также сомнительным, он принадлежал определенному классу и разделял все предрассудки этого класса. Он был сторонником цензуры, крепостничества и многолетней солдатчины, он был сторонником русского колониализма. При том, будучи человеком восприимчивым, Пушкин легко поддавался влиянию различных идей, в том числе и радикальных, но это влияние не выходило за рамки светской фронды.
Пушкин не национальный поэт, он поэт дворянский. Пушкин — это один из самых больших русских мифов. 1977.
• Магический сиволизм является системой, позволяющей интуитивное постижение мира путем визуальных запечатлений. Объект, отвечающий стандартам магического символизма, является визуально-статической формулой, интерпретация и постижение которой есть интерпретация и постижение мира. Созерцание магико-символистического объекта вводит зрителя в круг каббалистических представлений, в область религиозно-мистических переживаний души, приводящих к мудрости и любви, то есть к счастью. Каббалистическое Слово обращено к посвященным. Магический символизм использует Форму как уникальную возможность обратиться с мистическим учением к широким кругам общества без профанации этого учения. 1977.
• Произведение искусства — есть организованная материя, доведенная до состояния чистой энергии. Воспринимая энергию, мы воспринимаем чистую тайну Сотворения мира во всей ее
непознаваемости. Осознание таких свойств материи, как пространство и время, — есть дорога, направленная к Богу.
Мнимая трехмерность произведения искусства — ведет к мнимой жизни, к мнимой любви, к мнимой мудрости. Рукой создателя первой зрительной иллюзии в искусстве водил Сатана.
Зрительная иллюзия — есть орудие Сатаны. 1977.
• Что такое Сатана.
Сатана — есть состояние человеческой души. Такое ее состояние, когда в ней отсутствует любовь и место любви занимает эгоизм. Это приводит человеческую душу к полному одиночеству, к оторванности от родовой души, то есть к состоянию зримости смерти и состоянию страха перед смертью. Сатана — есть состояние человеческой души, ведущее к боли, страху и отчаянию.
Сатана поселяется в каждой человеческой душе, и тот из нас, кто побеждает его, — называется праведником. Праведник узнается по любви, которую он излучает. 1977.
• Произведение искусства как подобие вещи или как рассказ о событии — есть забава слабоумных.
Подлинное произведение искусства — есть событие, совершающееся во времени и в пространстве.
Подлинное произведение искусства — есть энергия. 1977.
• Страх перед Ангелом смерти прямо пропорционален душевному хаосу и эгоизму человека.
Наш страх перед Ангелом смерти — есть сам Ангел смерти. 1977.
• Велимир Хлебников — первый подлинный гений русской литературы. Велимир Хлебников — первый подлинно славянский национальный русский поэт. В лице Велимира Хлебникова и футуризма Россия впервые освободилась от западных влияний и от азиатчины. Футуризм очистил русскую
культуру от шовинизма, от комплекса национальной убогости, от монгольского рабства. Футуризм вывел Россию как равную среди равных на Всемирную духовную сцену. 1977.
• Задача искусства — погрузить человека в атмосферу сверхпознаваемого, но не в сентиментальности прошедшего личного опыта.
Задача искусства — привести человека не к его личным воспоминаниям, но к воспоминаниям родовым. 1977.
• Символ — есть самое честное и чистое обозначение явлений мира, ибо символ не претендует на подмену, ’ не конкурирует с природой, не является иллюзией, не подражает формам, уже созданным однажды. Символ не развлекает человека воспоминаниями о пережитом, но возвращает его духовный взор к вечной тайне Сотворения мира, то есть тайне творчества. 1978.
• Еврейская вера в единого и абсолютного Бога отдает человеку весь существующий мир в безраздельное и свободное пользование. Вера в Абсолют — есть система жизни свободного человека. Еврейский Бог во всем и, следовательно, Он недостижим; еврейский Бог во всем и, следовательно, Он в нас. Еврейский бог отдал этот мир человеку и единственная плата, которую Он ежесекундно требует от человека, — быть подобным Богу, то есть — быть свободным.
Раб временной идеи (которая всегда есть языческий божок) сам себе произносит суд и сам себя ввергает в страдание. Коммунизм или нацизм — есть отчаянные усилия раба остаться рабом, вернуться к удобному собачьему языческому богу, который хоть и пожирает человеческие жертвы, но зато достаточно близок, чтоб поручить ему любое действие, требующее усилия воли или ее свободы. Отвергающий Абсолютного Бога кончает тем, что на плечах его вырастает собачья морда. 1979.
• Люди думают, что беды общества начинаются с экономического неравенства. Эта наивная точка зрения привела ко многим еще большим несчастьям. Равенство возможностей — вот закон свободного общества, но это равенство не делает всех одного роста.
Червь, подтачивающий основы цивилизации, — жажда наживы, жажда богатства, которые одинаково характерны для всех слоев и классов. Публика стремится к деньгам, смутно представляя себе свое будущее миллионеров. И в ежедневной погоне за наживой человек, пропускает свою жизнь сквозь пальцы, как воду в пустыне. Большинство людей видят в деньгах панацею от всех своих бед. И для большинства людей деньги закрывают последний выход на свободу. Только люди большого ума, большого таланта, больших амбиций в состоянии преодолеть нечеловеческую тяжесть богатства, все остальные оказываются раздавленными и память о них быстро стирается в умах. 1979
• Подлинность искусства определяется не историей, а судьбой.
Есть искусство Ренессанса, созданное великими виртуозами, но родились от него жабы и змеи пошлости, банальности и лживости, родилась от него подлая эстетика маленького сытого и самодовольного человека.
Духовное искусство, умирая, не вырождается, но бесследно уходит в фольклор, как вода в песок. 1979.
• Буква есть функциональный элемент языка, но она же есть код нашего бытия. Мы с детства умеем читать слова, но мало кому доступно прочтение Буквы. Как души человеческие скрыты друг от друга в оболочке тела, так Буква — душа языка — скрыта от нас в оболочке слова. 1979.
• Иллюзорное предметное рисование говорит нам о том, что жива еще в человеке инстинктивная вера в магическую силу рисунка. Обладая реалистическим изображением, обыватель как бы распространяет свою власть на море и цветы, на женщин, на горы, на дома и на машины. (Недаром дикари боятся, когда их рисуют реалистически.) Именно телесного изображения требует человек с психологией мелкого буржуа, ибо цель его — обладание многими предметами, но, не будучи миллиардером, он сублимирует — он приобретает реальные подобия вещей. Реалистическое искусство — есть симптом тяжелой капиталистической паранойи, когда навязчивая погоня за материальным благополучием заслоняет от человека саму прекрасную жизнь. (Не случайно реалистическое искусство расцвело вместе с эпохой капитализма. Ренессанс и капитализм — общественные состояния одного порядка.)
Изображение из лекарства превратилось в тяжелый наркотик и душит в человеке волю и любовь к миру. 1979.
• Есть только одна группа, одна категория людей, достойная полного уважения, без снисхождения и оправданий, — это интеллигенция. Интеллигенция — цвет человечества, высшая форма человеческого развития, единственный двигатель цивилизации. Полноценность рас и народов определяется количеством воспитанных ими интеллигентов.
Простонародье — есть низший слой общества, лишенный угрызений совести, моральных сомнений и чести по отношению к обществу. 1979.
• Разделение искусства на станковое (самостоятельное) и прикладное — есть реакционный принцип, тормозящий развитие пластических идей.
Искусство едино, монолитно, универсально и подчиняется не цеховому делению, но идеологическому. 1979.
«Зеркало» (Тель-Авив)