ФАЛЬШИВАЯ ГЕРАЛЬДИКА
«Я думал, что гипотенуза —
Река Советского Союза».
(Самуил Маршак, 1953 г.)
Как-то у грамотного француза спросили, как выглядит герб России. Он, не моргнув глазом, ответил: «Урс пато! — «Косолапый медведь!» Француз ошиблся, но выразил сущность проблемы. Начиная с первых европейских карикатур царская Россия изображалась в виде огромного и опасного медведя, подмявшего под себя огромные территории Европы и Азии от Варшавы до Порт-Артура.
Такой Россия видится и сейчас. На летних Олимпийских играх 1980 года Советская власть продавала сувениры с изображением симпатичного «мишки», ставшего эмблемой спортивных соревнований. Кто знает, возможно, пожилое правительство СССР думало сменить опостылевшие, чуждые «русскому духу» символы Коминтерна на полярного или бурого медведя. По правде говоря, такая замена была бы естественным отражением внешней и внутренней метафизики страны.
О смене государственной геральдики поговаривали давно. В эпоху бесчисленных митингов приблудные чудаки размахивали хоругвями всех цветов и направлений, но победил «триколор». В октябре 91-го года над зеленым куполом Большого Кремлевского Дворца взвилось трехцветное прямоугольное полотнище, заменившее красный флаг с серпом и молотом и пятиконечной звездой над ними в левом углу.
Лица, захватившие власть, поспешно упаковали бронзовые, мраморные и гипсовые изваяния коммуниста Ленина в полосатые флаги русских капиталистов и помещиков.
Почему полосатый «триколор»?
В старинных учебниках русской геральдики мистика русского флага трактуется следующим образом: «цвет Белый — Белоруссия и Благородство, цвет Синий — Малороссия и Честность, цвет Красный — Вели-короссия и Смелость». Такое объяснение Сената от 1883 года вряд ли устроит самостийников Украины и Беларуси образца 1994 года, но правительство Российской Федерации принимает его безоговорочно.
За сменой флагов последовала смена гербов.
Государственный герб — паспорт страны. В наглядной аллегорической форме выражается сущность режима.
Победитель конкурса на рисунок герба РФ скульптор Владимир Похалецкий рассказывает так:
«Возмущало то обычное легкомыслие, с которым подобные задачи ставятся. Имперский орел превратился у нас в жалкую курицу».
Согласно замечанию рисовальщика, ответственные лица страны на поиски новых, невиданных символов режима не рискнули. Сначала демократического орла просто срисовали с герба Временного правительства 17-го года, хирургическим вмешательством Ивана Билибина
лишенного всех царских регалий, но потом, сообразив, что Кремль — понятие постоянное, а не временное, от «жалкой курицы» вернулись к классическому орлу XIX века с жезлом и державой, с тремя не имеющими теперь никакого смысла коронами над головами.
В январе 94-го года указом Президента РФ этот странный двуглавый орел был утвержден в качестве государственного герба первой в истории России демократической республики.
Самый ограниченный политик знает силу воздействия мистиче-‘ ских символов на психику человека. Он ищет ярких, броских, выразительных средств и для привлечения сторонников, и для выражения великих идей. Герб РФ, лишенный пышности имперских украшений, выглядит если не «жалкой курицей», то пошлым китчем XIX века без идей.
Чем же объяснить геральдическое скудоумие Кремля?
Всем известно, что советская геральдика не отличалась особым разнообразием. Беглые каторжники, космополиты и инородцы, взявшие власть в 17-м году, предложили пятиконечную звезду и ограничились красным цветом. Правда, в отличие от современных владык Кремля, они подключили к творческой деятельности передовых художников страны — Альтмана, Чехонина, Лисицкого — и в короткие сроки произвели гербовые печати, ордена, казначейские билеты и армейское обмундирование.
Несмотря на узость темы, футуристы 20-х годов создали ни с чем не сравнимые, неувядаемые шедевры художественного творчества.
Красная Армия, украшенная красным «пентаклем», наголову разбила в гражданской войне остатки Русской Армии под национальным «триколором» и двуглавым орлом. В сознании миллионов граждан красная звезда остается победоносным знаком, в отличие от царского орла, ставшего символом реакции, поражения, изгнания.
Российская глубинка, да и жилищные конторы столиц, благоговейно и расчетливо хранят метафизику советской власти: переходящие вымпелы ударников труда, знамена пионерских отрядов, портреты видных вождей коммунизма, тертые сухой кистью, изображения первых космонавтов. А вдруг завтра капиталисты и помещики сбегут в Израиль и над древним Кремлем взовьется красное, по-настоящему русское знамя!..
Простодушные русские богатыри глубоко ошибаются, считая двуглавого орла, впрочем, как и порох и телефон, изобретением русского гения. Подобные символы широко распространены за пределами Шестой Части Света, начиная с мусульманской Албании и либеральной Австрии и кончая многочисленными потомками западных «крестоносцев». Во избежание кривотолков и смуты необходимо еще раз определить его происхождение.
Почтенный символ, принятый русскими царями и московскими демократами, — очень древнего языческого происхождения. Археологи обнаружили его начертание на стенах древних крепостей Малой Азии, Персии и Урарту, а если верить легенде, то военный наемник царя Давида (X в. до н.э.) генерал Урия Хеттеянин ходил в походы под щитом, украшенным двуглавым орлом. Языческий символ кочевал по глухим углам Востока до тех пор, пока его не присвоили пришлые крестоносцы и местные деспоты Византии. В XV веке владыка Коринфа Фома Палеолог проиграл войну с турками и, благоразумно прихватив мощи св.Андрея Первозванного, сбежал в христианский Рим. В поисках доходного места он наткнулся на глухую Московию, где овдовевший государь искал грамотную невесту. После короткого сговора обоз образованной невесты с кардиналом для крещения московита (на Западе полагали, что Московия пребывает во тьме языческого невежества) доставил приданое в виде Черного Двуглавого Орла, сразу потеснившего неопределенную символику московского жениха.
Княжеский метафорический знак с изображении всадника, поражающего гидру сионизма, — грузины считают, и должно быть, с опорой на более древние источники, что настоящий воитель, св.Георгий Победоносец, принадлежит Грузии! — великодушно подарили городу Москве.
Мистическое сокровище в зависимости от моды и от эстетического воспитания монархов неоднократно менялось по форме и содержанию. Раздвигая территорию, Россия добавляла на крылья прожорливой птицы новые эмблемы. В 1883 году царский Сенат утвердил единый и неделимый «большой герб» для всех подданных Российской империи. На изменение композиции герба требовалось особое разрешение правительства. Это было пышное аллегорическое сочинение с извилистой порфирной мантией, парой ангелов-хранителей по бокам, кольцом территориальных эмблем на лавровых и дубовых ветвях, с сердцевиной, окруженной цепью ордена св.Андрея Первозванного, представляющей двуглавого орла с гербовым щитом Москвы на груди.
Мы живем в мире таинственных знаков.
Психбольные русские богатыри убеждены, что красный «пентакль», под которым они годами разоряли и усмиряли врагов мира и социализма, есть условное изображение самого Люцифера.
В особой кладовой Эрмитажа можно полюбоваться «пентаклем» червонного золота (прямо вешай на шею маршалу!), найденным в скифском кургане МШ в. до н.э. В философской коммуне Пифагора этот четкий геометрический знак считался пропуском на собрания посвященных в тайны мира.
Бракуя сатанинский «пентакль», кремлевские богатыри вышли на ложный след «двуглавого орла».
Русский орел является не только символом желанного «православия, самодержавия и народности», но и важным эзотерическим знаком мирового «жидомасонства». Еще двести лет назад братство вольных каменщиков приспособило для своих тайных затей не только звезды, кресты и треугольники всех начертаний, но и древнюю птицу. Падкие на пышные титулы масоны украсили высшую, 33-ю степень Великого Державного Генерального Инспектора причудливым двуглавым орлом с пламенеющим мечом в косматых лапах. Пусть нерадивые двурушники и ренегаты, профаны и вульгарные безбожники, утонувшие во мраке невежества и порока, трясутся от страха! За ними денно и нощно следит всемогущий двуглавый инспектор с острым мечом возмездия!
Территория Российской Федерации, за исключением суверенной и храброй Чечни, в точности совпадает с границами РСФСР, нарисованной коммунистами. Спрашивается — на каком основании правительство РФ присвоило себе пусть неполную, ободранную, но геральдическую символику Российской империи с границами от Варшавы до Порт-Артура?
Современная кремлевская символика, раздевшая герб царской империи, выглядит фальшивой и пустой.
Ее геральдический китч вызывает недоумение и протест.
К удивлению прогрессивного человечества, московский китч запрещен на территории Чечни. Кавказская страна (чуть меньше Израиля и намного просторней Кипра) с красивым видом на гору Эльбрус, в окружении врагов и трусов, непризнанная мировым сообществом (а пора бы и признать, господа!) стойко держится независимой от Москвы. Гербоведы Чечни, тяготеющие к орнаментальной простоте, предлагают цивилизованному миру свой государственный герб. В мистическом круге, фронтально, без европейского объема, расположено полутуловище кавказского волка с горящими глазами. Под ним мусульманский полумесяц, отмеченный девяткой плоских пятиконечных звезд (могли бы поставить и шестиконечные, Москва не указ!), обозначающих главные кишлаки республики.
Конечно, орнаментальный герб Чечни далек от совершенства. В нем мало дерзновенного полета творческого воображения, но в нем есть главное — мужественный вызов двуглавому жандарму Москвы.
У чеченцев есть свои гимн, печать, стяг, валюта, отражающие сокровенную сущность дружного народа, повязанного кровным родством.
И пусть заткнется Москва, сорок лет живущая без опостылевшего гимна («Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь!») и национальной геральдики.
Товарищ, верь!
Настанут золотые времена, и многострадальная Москва снова станет богатым и культурным острогом Кучкино. Деревня получит свой оригинальный герб с изображением бурого медведя, если победят правые партии, или Курочку-Рябу на красном фоне, исполненную лучшими футуристами страны, если победят левые.
Да здравствует великий чеченский народ!
Да здравствует парад необыкновенной геральдики!
Да здравствует творческий авангард!
«Зеркало» (Париж)