ОБОРОТНИ ЛУЧЕЗАРНОГО ГОРОДА
Евгений Жилинский
«Архитектура реализуется в собственной смерти…»
А. Бетский
Люди склонны строить иллюзии. Это исторический факт. Тех, кто строит их особенно усердно, называют мечтателями, или, по-научному, — утопистами. Утописты отличаются тем, что мечтают о том, чего пока еще нет. Мало того — о том, что не так уж нужно. Существуют разные виды утопий, и один из них закодирован в эпиграфе данной статьи. «Ах, архитектура — это про коробки, что ли?» — воскликнет средний потребитель журнального чтива. И будет неправ. Проблема гораздо шире. Предложим такому читателю доказать существование утопии вокруг и внутри нас. Сделать это нетрудно, если представить, что все мы вместе живем в Израиле и радуемся жизни, т. к. государство Израиль само по себе — осуществленная утопия типа проектов Роберта Оуэна, взятых в масштабе «отдельно взятой страны».
Расматривая виды разных утопий, мы выделяем утопии литературные, социальные и архитектурные.
Я сознательно не касаюсь живописи. Живопись — это иллюзия сама по себе, хотя бы потому, что подменяет предметы их изображениями, а потому — бессмыслица. Логически это доказывается «Черным квадратом» Казимира Малевича — ярко выраженной утопией в квадрате.
Что же касается литературных утопий, то их была в свое время масса, но их тесная связь с социальными и архитектурными поразительна! Какая-то одна из этих утопий давала первый импульс, две другие подхватывали, и происходила очередная сенсация. Иллюстрацией же утопической идеи являлось описание некоего идеального города и наоборот Мы все читали Артура Кларка и, конечно, помним, что «люди, которые не знают, о чем мечтал человек в прошлом, едва ли могут иметь элементарное представление о будущем». Оруэлл знал. Не случайно создатели фильма «Brazil» (экранизация романа Оруэлла «1984») использовали романтические эскизы будущих городов Антонио Сант-Элиа, погибшего на Первой мировой войне. Так утопии очень часто превращаются в своего оборотня.
Примеров много. От литературных (А. Франс «На белом камне», В. Аксенов «Остров Крым») до того большого поля на глобусе в правой верхней части. Оглядываться назад просто страшно. Нельзя согласиться с тем, что благими намерениями вымощена дорога в ад.
Еще в Древнем Египте фараон-реформатор Аменхотеп IV (Эхнатон) за 5 лет построил свою новую столицу Ахетатон — первый идеальный город в мире. Позже, в Древней Греции, поэтикой Гомера был создан прообраз позднейших утопических романов, в которых чаще всего описываются морские путешествия и кораблекрушения, связанные с неизвестными островами, где находятся идеальные города и государства.
Идея города преломляется в призме религиозных верований. С помощью устройства города люди стремятся показать тогдашние представления о мире: ступенчатая башня (Зиккурат), на верху которой должен находиться Вавилон. Самый утопический проект принадлежит Динократу, который предложил Александру Македонскому вытесать из горы Атос великана, держащего в руке город с населением в 100 тысяч жителей. Проект был отвергнут, потому что около города не была предусмотрена сельскохозяйственная территория.
Общественные условия Ренессанса становятся предпосылкой возникновения новых идей, генераторами которых были Леон Баттиста и Антонио Авердлино (Филарете) — истинный утопист! Вазари это доказывает, называя Филарете не иначе как «смешным и ненормальным». Уже в это время происходит деление городов на утопические и идеальные. Утопические имеют радиальную схему (Филарете), у идеального — квадратный план (Дюрер). Утописты видят город в связи с социальной структурой (Т. Мор). Может, кому-нибудь напомнит что-то очень знакомое описание Города Солнца Томмазо Кампанеллы: «…обязанности, занятия искусством и труд распределены между всеми. Все работают не больше 4 часов в день, а остальное время проводят в приятных занятиях, беседах, чтении, занимаются развитием умственных и физических способностей и всем, что приносит радость». Картина Христианополя Иоганна Андреа дополнена описанием типового жилища. Это три комнаты, спальня, кухня, балкон, баня и маленький садик. Никто не догадался? Правильно! Киббуц-караван. Ну что ж… Некоторым нравится…
А теперь закончим наш ликбез и перейдем к самой интересной части истории взлета и падения утопической идеи идеальных городов. XX век. Основная тема конференции по градостроительству (Лондон, 1910 год) — город будущего. По мнению выступавших решающее значение для образа будущего города имеет развитие науки и техники. С этого момента города будущего, т. е. их проекты, растут, как грибы. Уже через 10 лет появляются первые проекты обновления генерального плана уже существующих крупных городов, зачастую — тотального обновления (Огюст Перре, Обновление Парижа, 1992). В том же году Ле Корбюзье с братом показывают в Осеннем салоне 16-метровую диораму «Современный город на 3 миллиона жителей». Здесь нет улиц-коридоров, движение транспорта организовано на нескольких уровнях. Центральная часть города образована 60- этажными административными зданиями, остальная застройка — 5-6-этажные жилые дома. В центре также есть площадка для посадки самолетов. Под ней автомобильный перекресток центра, а еще ниже — вестибюль и кассы подземных трасс массового транспорта.
Принцип следующего проекта (Лучезарный город, 1933 год) Ле Корбюзье пытается перенести на «Генеральный план развития Москвы» — открытый конкурс, проводимый молодой советской республикой под эгидой правительственной программы. На деле это означает сохранность лишь наиболее выдающихся памятников архитектуры прошлого, одиноко стоящих среди сада, — полигона из небоскребов, т. е. полное уничтожение остального города. Не отставали от гениального зодчего и советские новаторы М. Гинзбург и И. Леонидов, предлагая проекты новых городов (Сталинграда, Магнитогорска), как синтез принципов Урбанизма и Дезурбанизма.
Выдающийся вклад советского градостроительства в мировое зодчество — предложение зонального города, выдвинутое в 1929 году Н. А. Милютиным: «Советский населенный пункт, — писал он, — должен быть частен и прост в своих формах, как частен и прост рабочий класс, разнообразен, как разнообразна жизнь, стандартны должны быть лишь части, из которых создаются здания. Экономичен в затраченном материале и обслуживании, а, не в пространстве и объеме. Радостен, как природа. Наконец, он должен быть светел и гигиеничен». Проект Милютина состоял из ряда поясов-зон, вытянутых параллельно друг другу.
Интересно отметить, что, несмотря на полярную политическую противоположность, идеалы советских архитекторов и деятелей СIАМ (международные конгрессы современных архитекторов) практически полностью совпадают. К сожалению, «комиссары в пыльных шлемах» не умели извлекать уроки из прошлого. Иначе чем можно объяснить живучесть районов Купчино в Ленинграде и Орехово-Борисово в Москве? В то время, как район Прютт-Айгоу (Сент-Луис, Миссури) — их молочный брат — взорван до основания, т. к. «три заповеди урбанизма» обернулись рассадником преступности.
Идеалисты «Новой архитектуры», скрипнув зубами, уничтожили свое последнее детище и распустили С1АМ, ознаменовав тем самым конец эпохи идеалистических утопий.
Об этой эпохе уже написаны сотни книг. Разумеется, были не только функционалисты и конструктивисты, Был Паоло Солери с его недостроенными биологическими городами (он до сих пор их строит). Был Кендзо Танге, чей метаболический проект развития Токио был, пожалуй, самым правдоподобным, если бы: не напоминал знаменитую дамбу в Финском заливе. Был, наконец, Оскар Нимейер, который чуть- чуть не стал «оле-хадаш ми Бразиль». Помешала известность или корзина абсорбции — сейчас это уже невозможно определить. В послужном списке мастера упоминаются жилые комплексы Нордиа и Панорама, генеральный план Негева, проект университета в Хайфе и несколько частных особняков в Тель-Авиве. Не все реализовано, но из песни слова не выкинешь…
Мы совершенно не касаемся архитектуры тоталитаризма, где одобренный И. Сталиным проект окаймления Садового кольца небоскребами («Сталинский ампир») должен был выгодно оттенять так и не построенную доминанту Дворца Советов. Гитлер собирался пойти еще дальше — спроектированные А. Шпеером «Зиккураты Зигфрида» должны были окаймлять всю Европу и быть видны невооруженным глазом с крыши Рейхстага. Подводя итоги, я случайно вспомнил строчки одного известного поэта того времени:
Увы, утопии осуществляются, но всегда неудачно — мы все живем в мире неудавшихся утопий:
Гордитесь, счастливые обладатели «амидаров»! Вы живете в благородном окружении идеалов «новой архитектуры»! Правда, доведенной до абсурда…
Итак, мы подошли к последней части нашего уравнения — Антиутопии. Начиналось за здравие — выход кибернетики на аванпосты цивилизации предопределил развитие проектной футурологии. Еще в первой половине 60-х годов властителями умов общественности стали города, вся жизнь которых регулируется мощным электронным мозгом. Под руководством П. Кука группа «Аркигрэм» (Англия) разработала систему «Plug-in-City» — супергородское образование, обыгрывающее идею сменных функциональных ячеек. Неизменная здесь лишь пространственная система опор и коммуникаций, к которым в любом месте и в любом порядке могут подключиться жилые ячейки. В проекте «Контролируемого и избираемого жилища» системе технизированных средств жизнеобеспечения задается способность менять размеры и форму… Фактически это была «машина для жилья» в действии. А в «Мгновенном городе» П. Кук, Д. Кромптон и Р. Херрон заставляют электронику создавать ощущение бьющей ключом городской жизни там, где городов вообще нет. Впечатление урбанистического пейзажа конструируется при помощи разного рода проекций и голографии.
По мере того, как стало ясно, что техника не в состоянии решить человеческие проблемы и принести душевное равновесие, футурологический оптимизм стал рассеиваться. Апофеозом этих настроений стал проект «Города 2000 тонн» итальянской группы «Суперстудио». Рассматривается только одна жилая ячейка, т.к. город состоит из них, как улей из сот. Отличие в том, что улей ограничен какими-то размерами, а город 2000 тонн — нет. То есть он просто необъятный! Всюду — сверху, снизу, по сторонам — совершенно одинаковые ячейки 3x3x3 метра! Собственно улиц тоже нет — несколько слоев ячеек покрывают весь земной шар. Внутри находится специальное кресло с приспособлением для приема пищи и отвода «не пищи» и экран, занимающий одну из стен, который улавливает желания и передает осязаемые изображения. Если житель ячейки недоволен существующим порядком и хочет выбраться за пределы ячейки — электронный мозг поймает эти импульсы и даст потолку команду ׳медленно опускаться, развивая давдавление в 2000 тонн. После этого в кресло, выступающее уже в качестве материнской утробы или инкубатора (авторы мимоходом осквернили идею многофункциональных зданий 20-х годов), из других ячеек поступают яйцеклетки и сперматозоиды. А еще через некоторое время появляется новый счастливый гражданин солнечного города будущего — города 2000 тонн!
Последнее десятилетие, к сожалению, не дало миру ничего сенсационного, кроме разве что многообразных вариантов «Вертикального города», который развивается в высоту, а не в ширину. Поэтому можно сказать, что процесс завершен. Не случайно на девятом Всемирном Биеннале Архитектуры в Софии следующее, набравшее силу направление, назвали не иначе как «Деконструктивизм». Это был добрый знак…
«Зеркало» (Тель-Авив)