МЕСТНАЯ ГЕОГРАФИЯ

Лотта Зальцман

О ГОЛАНАХ

 

Никто не знает, где точно был расположен Эдем; многие считают, что на Голанах, другие с ними не согласны. Но человек, который попадает на Голаны сегодня, почти наверняка уверен, что именно здесь это и было: даже сейчас это место больше всего напоминает рай на земле.
Всего за час пути на машине можно перенестись от Кинерета, расположенного на 210 м ниже уровня моря, на Голаны, к снежным вершинам Хермона, достигающим высоты 2200 м; от плоской равнины – к вулканическим кратерам, возраст которых насчитывает почти миллион лет.
Вскоре после Шестидневной войны девять мест на Голанах были объявлены заповедниками; но, в сущности, все Голаны – один большой природный заповедик.
В Брехат ха-Мешушим застывшая лава образовала шестигранные столбы, окружавшие естественный водоем; по берегам ручья Эль-Аль вода, протекая сквозь темные базальтовые отложения, оставила светлые известняковые натеки и создала фантастичеозие композиции из черного и белого.
Растительность Голан, особенно дубы Башана, описана во многих библейских источниках. Правда, там же есть и предсказание пророка Захарии об уничтожении здешних лесов – к нестесчастью, сбывшееся. Стачала леса унчтожали черкесы, которых турки поселили на Голанах в конце XIX века. Потом – сами турки: во время Первой миовой войны турецким властям Палестины нужно было топливо для поездов, везущих солдат и военную технику. Леса вырубали и англичане, и сирийцы; лишь сейчас в заповедниках начали разрастаться многие породы деревьев, почти полностью уничтоженных, – например, насаждения таборского дуба, который растет вдоль полей с пшеницей и ячменем. И все-таки до сих пор растительность этих мест уникальна, а благодаря большой высоте и обилию воды – дожди и тающий на вершине Хермона снег создают множество потоков, – зелень и яркие дикие цветы держатся здесь и тогда, когда вся земля внизу превращается в выжженное желтое пространство.

Медведи и леопарды были здесь полностью уничтожены и их, видимо, уже не восстановить. Но дикий кабан – вепрь, наиболее распространенное животное на Голанах, – сохранился: к счастью для вепрей, мусульмане не охотились на свиней. В последние годы растет число газелей, которых уже можно встретить не только на территории заповедников; по ночам слышны крики шакалов и гиен, а промелькнувшую лису можно увидеть и днем. Каменные зайцы греются на базальтовых обрывах Гамлы, рядом с гнездовьями орлов и стервятников.
Но не одними только дикими зверями и растительностью известны Голаны. С древнейших времен здесь селились люди, и они оставили многочисленные следы.
Археологические исследования Голан начались еще в конце XIX – начале XX веков раскопками Шумахера, Элифанта, Петри, Сукеника. Но настоящий археологический бум произошел по
сле Шестидневной войны, когда на Голанах начали работать Шмарьягу Гутман, Клара Эпштейн, Энн Киллебрю и Цви Маоз. Находок было, так много и они были настолько значительны, что решено было открыть в Кацрине Археологический музей Голан, который превратился в центр исследования истории этого региона.
В экспозиции музея представлена преистория Голан; ханаанитские стоянки с керамикой и каменными идолами, относящиеся к четвертому тысячелетию до н.э.; дольмены и фрагменты кромлеха середины второго тысячелетия до н.э.; голограмма кромлеха; богатейшая нумизматическая коллекция и предметы материальной культуры города Гамлы I века н.э.; свидетельства римского вторжения на Голаны в период Иудейской войны 67-70 гг. н.э. Уникальная коллекция архитектурных фрагментов еврейских синагог талмудического периода. В запасниках музея и научнои-сследовательской лаборатории Управления древностей в Кацрине находятся тысячи экспонатов, извлеченных на свет при раскопках городов и поселений периода римского и византийского господства, завоеваний крестоносцев и мамлюков, времен Оттоманской империи.

КУЛЬТУРА ХАЛКОЛИТА НА ГОЛАНАХ

Самая древняя культура, которая была обнаружена на Голанах, – это халколит, каменно-бронзовый век; четвертое тысячелетие до новой эры. Но люди, жившие здесь шесть тысяч лет назад, вовсе не были примитивными. На отлогих склонах около источников археолог Клара Эпштейн нашла 25 «стоянок», от двадцати пяти до пятидесяти домов в каждой; то есть, если говорить современным языком, это поселки с большими – 90 кв.м площадью и до трех метров высотой – домами, сложенными из грубо обработанных базальтовых блоков. Интерьеры разделены одной или несколькими перегородками; в торцовой части дома они образуют узкие помещения, которые, видимо, использовались как кладовые. В них хранились многочисленные припасы – о занятиях жителей свидетельствуют найденные на полу в домах обуглившиеся зерна хлебных злаков, , гороха, чечевицы, , фасоли. Но больше всего найдено косточек от маслин — в те древние времена, как и сейчас, оливковые деревья выращивались повсюду на Голанах.
Глиняная посуда — кувшины с носиками для хранения масла или со специальными рожками для отделения масла от воды в процессе его производства, емкости различной формы, размеров и назначения делались из красной или коричневой1 глины, в которую добавляли песок или измельченный базальт. Их изготовляли вручную, без гончарного круга, и украшали веревочным, лунчатым или теометрическим орнаментом, который имел не только декоративное, но и символическоее значение.
Среди орнаментальныхк форм есть отвлеченные, вероятно, выражавшие представлениее о мироздании и бесконечности, — крест, спираль, треугольник, ромб, двойной меандр; и более конкретные — стилизованныее фигурки животных, птиц и человека; это были тотемы, которые покровительствовали роду и племени.
Ритуальным целям служили и базальтовые идолы — террафимы. Они обеспечивали размножение скота и
обильные урожаи. У них цилиндрические головы с выдинутыми ушами, выпуклыми глазами и огромными носами — по поверьям многих древних племен, дух идола находится именно в носу, которому поэтому и надлежит быть достаточно большим; ртов у идолов нет вообще, зато есть рожки и козлиная бородка — знаки того, что они покровительствуют скотоводству. На темени у каждого — плоская тарелочка для сжигания жертвоприношений. В каждом поселке обязательно было несколько террафимов, стоявших на специальных каменных подставках у стены.
Одна из загадок халколитских поселений на Голанах — то, что не обнаружено ни одного кладбища. Это тем более удивительно, что на других территориях, например, на побережье, халколитические стоянки всегда сопровождаются многочисленными захоронениями. Археологи предполагают, что поселения на Голана были оставлены неожиданно: нет никаких признаков разрушений, которые могли бы быть результатом вражеского нападения или землетрясения. С другой стороны, домашней утвари найдено очень мало, зато есть огромное количество тяжелых вещей, трудных для транспортировки, – базальтовые зернотерки, прессы для отжимки масла и другие подобные предметы; брошенными оказались даже идолы – видимо, по каким-то причинам хозяева в них разочаровались. Во всяком случае, впечатление такое, что люди просто снялись и покинули свои дома и земли; но были ли причиной этому засухи, сделавшие невозможным земледелие и скотоводство, или что-то еще – пока об этом можно только гадать.

ДОЛЬМЕНЫ

Термин «дольмен» происходит от двух древнебретонских корней: «дол» – стол и «мен» – камень. Действительно, простейшие дольмены состоят из двух вертикальных каменных столбов и перекрывающей их вертикальной плиты, что напоминает гигантский каменный стол. Дольмены, так же, как и менгиры – вертикально поставленные камни – широко распространены по всей Европе, Африке, встречаются они в степях Средней Азии и Казахстана, на Кавказе. Они служили местом захоронения членов рода в тот период, когда душа уже мыслилась как нечто, продолжающее существование и после смерти тела. Чтобы душе было хорошо в загробном мире, в захоронения клались украшения, оружие, керамические сосуды, статуэтки рабов – она ни в чем не должна была испытывать недостатка.
Количество дольменов на Голанах огромно – многие сотни, а может быть, даже тысячи экземпляров. Все они датируются примерно серединой второго тысячелетия до н.э., то есть тем периодом, когда, согласно Торе, евреи под предводительством Иисуса Навина перешли через Иордан в земли Ханаана. Большинство из них в течение веков неоднократно использовались для повторных захоронений – а значит, их так же неоднократно грабили; поэтому находки материальной культуры в них сравнительно редки. Вокруг голанских дольменов нет следов поселений: вероятнее всего, они были поставлены племенами кочевников или полукочевников.
Большинство камер дольменов прямоугольные, хотя встречаются и круглые. Они сложены из огромных необработанных камней базальта, положенных «всухую», без связующего материала; размеры камер чаще всего невелики – 1,5 x 3,5 м, изредка – 10 x 1,3 м. Камера имеет один вход и сужается по направлению к нему, крыша, как правило, покатая, так что лаз в камеру оказывается узким и низким. Есть и другой тип дольменов, так называемые «танки», где перекрытие сделано в форме ступеней, поднимающихся с двух сторон и завершающихся в центре большим камнем, так что внутри создается подобие свода, достигающего до трех метров в высоту. Обычно дольмены окружены каменным забором или кучей камней – тумулюсом.
Голанские дольмены ставили на отлогих склонах, чтобы легче было передавать тяжелые глыбы: плиту весом в гонну несколько человек при помощи простейшего катка могли без особых усилий доставить вниз. Но поднять и положить ее в качестве перекрытия можно было лишь усилиями всего рода; вполне вероятно поэтому, что возведение дольменов имело еще и символическое значение: закрепление места обитания племени.
Еще одно уникальное сооружение ритуальной мегалитической архитектуры на Голанах – кромлех Руджем эль Хири. «Кромлех» на кельтском – «каменный круг»; на иврите это называет «гальгаль рефаим», что приблизительно можно перевести как «круг духов» – имеются в виду духи предков. Каменная спираль Руджем эль Хири, лучше всего обозримая с холма или с самолета, не уступает размерами знаменитому кромлеху в Стоунхедже и так же, как и он, остается до сих пор удивительной загадкой.
Некоторые исследователи полагают, что эти древние сооружения служили солнечным календарем, так как отверстия во внешнем круге соответствуют положению солнца во время летнего и зимнего солнцестояний. По мнению других – это место захоронения, использовавшееся и как святилище. В библейской мифологии они, так же как и дольмены, связаны с царем великанов Огом (Второзаконие, 3:11).
В центре кромлеха на площадке из базальтовых глыб возвышается семиметровая башня – менгир, окруженная невысоким каменным кругом. Следующие четыре круга образуют подобие гигантской каменной спирали, пересеченной радиальными стенами. Диаметр внешнего круга, состоящего более чем из ста дольменов, равен 156 метрам, стены, сложенные из огромных камней, весом от 1,5 до 5,5 тонн, достигают трех метров высоты. Подсчитано, что в первоначальном виде камни кромлеха вместе весили 42 000 тонн.
Сегодня, если бы сто рабочих работали по сорок восемь часов в неделю, для возведения подобного сооружения им понадобилось бы шесть лет.

ЕВРЕЙСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ ТАЛМУДИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
(IV-VII вв. н.э.)

Еврейские поселения на Голанах эпохи позднего Рима и Византиии не зафиксированы в книжных источниках, но археологические находки позволяют восстановить их историю и характер материальной культуры.
Похоже, что после подавления Иудейского восстания 67-70 годов н.э. жизнь на Голанах замерла вплоть до конца III века. Еврейские поселения появились здесь лишь в четвертом столетии. Как и в древние времена, это были небольшие поселки из нескольких десятков домов, расположенные рядом с источниками; в каждом – а их к настоящему времени обнаружено 36 – была синагога.
Археологи относят строительство всех этих синагог к началу V века. Многие из них были расширены или совсем перестроены в VI веке, ремонтировались в VII веке и прекратили свое существование в середине VIII века. Стилистически они были связаны с синагогами в Галилее, Башане и особенно с постройками древнего города Наве.
В основе планировки синагог лежал тип римской базилики – прямоугольного здания, разделенного двумя рядами колонн на три продольных коридора-нефа: центральный, более широкий, и два боковых. Площадь зала не превышала 15 x 12 метров. Главный вход помещался на торцовой части; это был прямоугольный или арочный портал с декоративным архивольтом, приставными колонками по бокам и мезузами, фланкирующими вход. Перекрытия делались двускатные, черепичные, окна были декорированы фронтончиками, пилястрами или конхами.
Если синагога была двухэтажной – а это встречается довольно часто, – то на второй этаж вели наружные лестницы, которые располагались или вдоль длинной стены, или по бокам от центрального портала.
Внутри зала, по периметру, шли несколько рядов каменных ступенчатых скамей; полы были или мозаичные, или покрытые штукатуркой; напротив входа, на торцовой части, помещался на специальном возвышении арон-кодеш.
Все эти черты – планировка, пропорции, принцип расположения декора – были общими для всех синагог, но тем не менее выглядели они по-разному. Прежде всего, они были по-разному ориентированы: одни – с запада на восток, другие – с севера на юг. До сих пор не выяснено, с чем это было связано; имеется лишь предположение о различных влияниях: в Галилее принято было ориентировать синагогу на юг, к Иерусалиму, а традиция, пришедшая из-за Иордана, предписывала ориентацию на запад.
Кроме того, общий принцип расположения декора вовсе не исключал огромного разнообразия его мотивов. «Сад камней» в Археологическом музее Голан поражает обилием рельефов, которые покрывали буквально все поверхности внутри и снаружи синагоги: они располагались на архитравах, капителях колонн, карнизах, окнах, стенах, арон-кодешах. Тут были геометрические и растительные орнаменты, меандры, венки, виноградные лозы, гранаты; амфоры, меноры, восьмигранники, стилизованные ветки лулавов и этроги; так же изобильно был представлен и животный мир – львы, орлы, фантастические птицы, змеи, зайцы, козлята, бычки, рыбы.
Встречались и сочетания рельефа с круглой скульптурой. Так, базальтовый ортостат – подставка для Торы, – найденный в деревне Эйн-Нашут, представляет собой лежащего льва с объемной головой, гривой и передними лапами, на туловище которого выгравирована целая сцена: в центре – фигура человека с поднятой пальмовой веткой, по двум сторонам от него – лев и львица, кормящая детеныша; фланкируют сцену два орла, с распростертыми по плоскости крыльями и развернутыми к центру композиции головами. Сохранились следы гравировки деталей одежды человека, оперения птиц и львиных грив. Дополнял декоративную эффектность ортостата красный фон, остатки которого можно увидеть и сейчас.
Характер изображения животных, растительного и геометрического орнамента и методы обработки базальта свидетельствуют о влияниях Восточной Византии, которые шли через Галилею, Башан и, в особенности, через город Наве. Однако в ряде случаев, как в упомянутом ортостате из Эйн-Нашут, прослеживаются и более древние стилистические традиции, сохранившиеся в народном творчестве с периода Вавилонского пленения.
В середине VII века на Голаны пришли арабы, а в середине VIII века, в 746 году, поселения на Голанах были полностью разрушены. В последующие столетия жители арабских деревень разбирали остатки синагог на строительство. Так, в поселении Эйн-Нашут остатки синагоги представляли собой двухметровую кучу из обломков скульптур, орнаментированных архитектурных деталей, осколков стеклянной и глиняной посуды; там же было найдено множество монет – по традиции их замуровывали в основание здания при строительстве. Этот обычай очень ценится археологами – монетные клады являются лучшими указателями для датировки построек.
Есть еще один источник точных датировок – надписи, высеченные на надгробиях или архитектурных частях зданий. В той же синагоге Эйн-Нашут найдены куски штукатурки с фрагментами молитв за тех, кто жертвовал деньги на строительство: на балке архитрава надпись – «Абун бар Йоси», на другой – «Йосеф Занану, 50 лет».
Монеты и надпись с именем донатора Узи позволили установить дату строительства и одной из самых сохранившихся синагог – в Кацрине, обнаруженной археологом Шмарьягу Гутманом в 1969-70 годах и полностью раскопанной в 1982 году Ури Цви Маозом и Энн Киллебрю. Особенно хорошо сохранилась северная часть с центральным порталом; именно там, в основании северной верхней скамьи, и были найдены 180 монет, из которых 64 были отчеканены в V – начале VI века. Сохранность здания, возможно, объясняется тем, что в более поздние времена, в XIII-XIV вв., его использовали в качестве мечети турки-мамлюки.
Кроме синагоги, в Кацрине довольно хорошо сохранились и фундаменты жилых домов поселения, поэтому решено было реконструировать часть деревни и восстановить интерьеры. Энн Киллебрю и специалист по Талмуду профессор Стив Файн, опираясь на аналогичные находки предметов материальной культуры в других поселениях Голан и сверяясь с подробными описаниями быта в Талмуде и раввинистической литературе, осуществили реконструкцию комплекса построек. Они получили название «Дом Узи» и «Дом рабби Абуна» – эти имена были найдены в арамейских надписях на надгробиях и архитектурных деталях синагоги.
Два этажа «Дома Узи» со строительными инструментами в интерьере демонстрируют процесс возведения дома из отесанных базальтовых блоков, с кладовыми, отделенными от основной комнаты вертикальными каменными опорами, со спальней на втором этаже и плоской кровлей.
Входя в «Дом рабби Абуна», мы попадаем на кухню с саманными печами, хозяйственной утварью, керамической посудой, корзинами, сушеными травами и даже отжимками маслин, которые использовались в качестве топлива. В горшках и мисках хранятся запасы пшеницы, гороха, фасоли, кунжута, горчицы, тмина… все, что упоминается в Талмуде в разделе «Зерна». В кладовой – сельскохозяйственные орудия: плуг, ярмо, мотыги, вилы, корзины с пряжей, бурдюки из бараньей кожи, тканые переметные сумы. Низкая дверь ведет в основную комнату – траклин. Здесь базальтовая кладка стен покрыта штукатуркой. Свет масляных менор, как и в прежние времена, заправленных оливковым маслом (не ореховым, не редисовым, не рыбным, не нафтой – как сказано в Торе, – только оливковым), освещает узкую длинную комнату, в конце которой – кладовая с огромными глиняными кувшинами для хранения зерна, масла и вина. В комнате – стол с керамическими мисками, над ним деревянная платформа для сохранения пищи от грызунов. Длинные скамьи из кипарисового дерева, покрытые козьими шкурами, напоминают рассказ из Мишны: шестеро сели на скамью, сел седьмой и скамья сломалась. Кто должен платить за ущерб хозяину?
Из траклина приставная лестница ведет в спальню, а оттуда – ход на хозяйственный двор и в летние кухни. Непредсказуемость планировки жилых помещений на разных уровнях объясняется тем, что по мере необходимости и роста семьи жилые единицы добавлялись к уже существующим. В талмудических источниках имеются неоднократные упоминания о том, что в случае женитьбы сына патриарх, отец семейства, должен пристроить новое помещение для молодоженов; указываются даже размеры: 6 x 9 футов (2 x 3 метра). В Вавилонском Талмуде читаем: «Свадебный дом для одного из сыновей есть причина великого веселья». В Кацрине частично раскопан и реконструирован большой семейный комплекс из нескольких связанных между собой инсул – семейных единиц жилья.
Работы по реконструкции еще не закончены: планируется возведение второго этажа синагоги, остатки черепичной кровли и опорные колонны которого были найдены в развалинах; восстановление ее интерьера, мозаик, мебели и арон-кодеша. Но и тот облик, который ученые уже придали талмудической деревне Кацрин, достаточно впечатляющ.
Как и шестнадцать веков назад, мерцает свет менор между каменными стенами, а по узким улочкам, соединенным арками и лестницами и обсаженным гранатовыми и миндальными деревьями, оливами и инжиром, по улицам, благоухающим пряностями, идут взрослые и дети, направляясь к великолепной синагоге, которая своими пятиметровыми ионическими колоннами возвышается над жилыми постройками. Со смотровой площадки открывается вид на плоские крыши с голубятнями и высокими саманными трубами, на летние кухни с печами, на хозяйственные и скотные дворы – на всю деревню, где жили еврейские крестьяне и ремесленники.

Литературная обработка: Марина Генкина

«Зеркало» (Тель-Авив)

 

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *