КАРТИНКИ ГОЛОГО СЧАСТЬЯ
«Держаться партии народной
И современно, и доходно».
(Козьма Прутков, 19 век)
Буржуазная пропаганда, годами вещавшая о том, что русский товар не выдерживает западной конкуренции, как побитая собака, поджала хвост.
Картины русских художников идут нарасхват.
25 ноября 1993 года бравые французские жандармы обезоружили сразу семь русских художников, мирно рисовавших голую женщину с натуры. Артисты без боя бросили кисти на палитры и сдались на милость захватчиков. Организатор сеанса, «эксперт русского искусства» Наталья Варшакова, изображенная на семи холстах в кокетливой позе, пыталась протестовать. Малограмотных, молчавших, как стены под-парижской дачи, живописцев погрузили в вагон третьего класса и отправили на восток, в демократическую Россию.
Наше сказание не о паспортном режиме Франции, не о чудовищной безработице и правосудии, а о потребителях русской эстетики и, разумеется, о ловких производителях, рискнувших состязаться с искусными творцами Запада.
Конечно, Огюст Ренуар отлично рисовал полных женщин, но цены кусаются и всё разобрано. Его менее даровитые последователи, вроде пошляка Жана-Габриэля Домер-га, вполне доступны зажиточному гражданину, но жена предпочитает купить новый автомобиль вместо композиции «Френч-канкан».
Русские предлагают не хуже и не дерут, как свои.
Правда, шаблон изобразительного счастья был разработан на Западе, но однажды попав в Россию, он получил блистательное развитие в обществе. Опытные искусствоведы открыли, что виднейшие советские мастера напоказ рисовали плотно одетых и обутых вождей коммунизма, а тайком, под кровать, работали над образом обнаженной советской женщины!.. В творческой лаборатории академиков А.М.Герасимова, Аркадия Пластова, не говоря уже о братьях Ткачевых, обнаружили залежи обнаженных баб в парной бане.
Досужий мракобес скажет, что счастье невозможно изобразить даже в парной бане, что приступ припадочной радости рождается необъяснимым образом, что простого куска колючей проволоки, или залитого чаем неотправленного письма, или собачьего пятна на заборе. Таких декадентов можно пересчитать по пальцам, а если у них пустой кошелек, то можно и не пересчитывать. Самостоятельному покупателю нужно наглядное изображение счастливой жизни, без омерзительной колючей проволоки и автомобильной вони.
В 40-е годы в России была отшлифована модель живописного счастья. Небрежный мазок, пестрый цвет, приблизительный рисунок, вялая композиция и пустой сюжет, скажем, «одна под кустом», «двое на танцах», «трое в постели». Картины еще далекие от пропаганды полового разврата, но кто знает, что рисовали для души Кугач, Не-читайло или Мочальский? Адепты легкомысленных жанров оказались в положении пасынков советской культуры. Их не сажали в тюрьму за легкомысленное отношение к действительности, но и не пропускали на доходные места.
С выходом на мировой рынок этот жанр третьего сорта занял достойное место в гостиных капиталистов, обходя всех вместе взятых «авангардистов».
Современное художественное творчество давно вышло за пределы традиционного подрамника. Но если у вас особые эстетические идеи, еще не значит, что завтра вам заплатит Рокфеллер. На мировую славу выдергивают единицы. Можно всю жизнь мыкаться с «гениальной идеей» и уморить голодом семью.
Сочиняя идеального покупателя с тонким вкусом и толстым кошельком, мы забывали о живых людях, о нищих поэтах с передовым мировоззрением и о богатых дантистах с отсталым воображением. Совершенный покупатель существует лишь в наших мечтах.
На парижский аукцион в Отель Друо приходят колбасники, виноделы и дантисты с прицелом отхватить картину русского производства.
Школа доходчивой эстетики прекрасно сохранилась в России. Из полуголодной и бесправной страны везут сотни картин с легким эротическим напряжением, как глоток кислорода в безумном и сложном мире. У авторов звучные российские фамилии: Полушкин, Бритов и Пушной, или: Шаблыкин, Лерман и Гуссаров, или: Галахов, Шуриц и Буханин, или: Кротов, Вильнер и Панцирер, или: Куделькин, Эрлих и Башмаков, или — Разгулин, Гнидин и Пассовский!..
Известный парижский авангардист Шмуэль «Саша» Аккерман, внимательно рассматривая имена вместо картин, задумчиво заметил:
«Россия — это неисчерпаемый резервуар талантов!»
Таланты действуют по принципу: куй железо, пока горячо!
Начинающие производители «голого счастья», попавшие в команду опытного «эксперта» Натальи Вар-шаковой, давно превзошли своих наставников в быстроте исполнения, работая не отходя от кассы в глупом и благополучном Париже.
Армянский идеалист Гариг Басмаджан, первым открывший торговлю «соцреализмом» в конце 70-х годов, не уловил буржуазного вкуса. От огромных, рассчитанных на вокзал изображений нефтяников и сталеваров покупатели уходили, затыкая нос.
На подпарижской даче Натальи Варшаковой, открывшей бешеную торговлю «счастьем» и «славянским шармом» сразу после таинственного исчезновения Басмаджана в глубокой России, полиция обнаружила 4,000 картинок, измалеванных красками Подольского промкомбината! Сотни соблазнительных блондинок и брюнеток, воображаемый мир вечноцветущих садов, песчаные пляжи и белые паруса, соломенные шляпы и детвора! Размер картинок точно соответствовал малогабаритным гостиным современности.
Какой уважающий себя гражданин без риска в домашнем бюджете не украсит дом картинками желанного содержания?
Кротову, Куделькину, да и Башмакову плевать на поиски новой эстетики. Ноги протянешь, пока дождешься Рокфеллера с премией.
Они научились ублажать вкусы масс, где бьется пульс твердой валюты.
Россияне вне конкуренции.
За вычетом заслуженных каникул они поставляют на парижские общественные торги от пяти до семи тысяч картинок в год!
На наш взыскательный взгляд, в картинках россиян поражает полное отсутствие животного мира, особо почитаемого на вольном Западе. Такое впечатление, что млекопитающие исчезли с поверхности Шестой Части Света. Ни кур, ни гусей, ни овец, ни лошадей. Нет даже бесполезных тварей, как кошка, собака, певчий дрозд! Мы уверены, что это существенный пробел; такие мастера, как Полушкин, Кротов и Пушной, быстро восполнят композиционные недостатки, и дикие и домашние животные будут представлены во всем блеске на фоне интимной сцены, застольной беседы или первого поцелуя!
В парижской прессе появились статейки, написанные по заказу беспокойных конкурентов. Отбить покупателя из малогабаритной квартиры они не смогли. Русские дельцы, увлеченные заслуженным успехом, увеличивают торговые обороты.
Франция не желает беднеть и делиться.
Безработные французы искоса посматривают на бесшабашных «совков», нелегально проживающих на территории республики. Производители лучшего в мире шампанского и духов не потерпят вмешательства иностранцев с «дикого Востока». Картинки голого счастья полиция приравнивает к китайским закройщикам, живущим по подложным паспортам.
Слежка продолжается.
Для русских эмигрантов, творящих живопись на вечность, поступление халтуры с исторической родины — форменное издевательство!
Ведь, по правде говоря, блондинки с гладкими коленками и пышной грудью, самовары и колокольни под снегом, млекопитающее и пернатое царство на картонках Подольского промкомбината ничего, кроме чувства жалости и отвращения, не вызывают!
Жаль и колбасника, украсившего гостиную дешевкой «славянского шарма».
Высланные артисты снова вернутся, потому что у них нет конкурентов, они уже завоевали рынок.
Вперед, россияне!
«Зеркало» (Париж)